Страницы истории

На другой день Владыка встал в 7 часов утра и тотчас же приступил к осмотру Романовского подворья. Прежде всего, Преовсящейнейшему Агафодору благоугодно было осмотреть местную школу грамоты, помещающуюся в настоятельском помещении за неимением специального здания. Школа открыта в прошлом году нынешним настоятелем монастыря о.Мефодием на средства монастырския. Первоначально она помещалась в одной из комнат гостиной для поклонников; в 1896-7 учебном году в ней обучалось 45 человек, из которых окончило курс пять человек: четыре мальчика и одна девочка; в нынешнем же 1897-8 году поступило в школу 76 человек мальчиков и девочек, хотя желающих учиться записалось 110 человек, но им было отказано потому, что помещение не позволяет больше принять. Молитвы утренние дети пропели сполна в присутствии училищной корпорации и епархиального наблюдателя священника В.Фиалкина. По окончании молитвы изволил прибыть в школу Преосвященнейший Владыка, которого дети встретили положенной молитвой и хоровым пением: «ис пола эти деспота». Сначала дети отвечали по Закону Божию, а затем уже и по остальным предметам. Владыка остался доволен постановкой дела, и епархиальный наблюдатель в книге для ревизирующих сделал следующую надпись: «3 окт. 1897г. Ревизия произведена в присутствии Его Преосвященства. Подготовка детей по Закону Божию и счислению весьма хорошая; чтение русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носит следы постоянно отеческаго попечения о ней о.иеромонаха Мефодия. Епархиальный наблюдатель священник В.Фиалкин». И действительно, школа, не смотря на свое второгодичное существование, имеет не только все учебныя книги и пособия, но даже при ней обучаются дети ремеслам: сапожному, столярному и живописному. В виду того, что в числе обучающихся есть дети из дальних хуторов, верст за 5-20, при школе имеется пансион для подобных детей, которых сейчас находится семь мальчиков. В числе обучающихся есть, кроме великороссов и малороссов, армяне, евреи и поляки. Поэтому школа разделена на три отделения: старшее, среднее и младшее. В старшем отделении обучается 12 человек, в младшем — 34 и в среднем — 30. Так как все дети, спрошенныя лично Его Преосвященством, отвечали осмысленно и бойко, то подобных лиц Владыка одарил различными крестиками и брошюрами религиозно-нравственного содержания; затем, преподав всем и каждому порознь свое святительское благословение, изволил осмотреть мастерския: сапожную, портняжную и пр. Заведующим и законно — учителем школы состоит иеромонах Мефодий; но в виду его многосторонних обязанностей он не может всегда лично преподавать Закон Божий, поэтому за отсутствием его, по его распоряжению, преподает Закон Божий иеродиакон Александр, который с любовью относится к своей должности. Учителем допущен состоящий в числе братии, указный послушник Кавказского монастыря дворянин Владимир Андреевский с образованием окончившаго третий курс восточного факультета С.-Петербургского университета. Наконец, осмотревши в нынешнем году отремонтированную капитальным образом внутри и снаружи Казанскую церковь и преподав благословение хозяину подворья, Владыка изволил отбыть в 9 часов утра далее.

В час дня 3 октября Владыка изволил прибыть в Кавказский Николаевский общежительный монастырь, и был встречен братиею монастырскою в полном составе «со славою» за границею монастырскою близ часовни св. Воскресения.

Такая встреча Владыке была сделана с одной стороны, чтобы воздать должную честь Архипастырю, а с другой стороны, чтобы предотвратить трудность и опасность спуска с горы среди обвалов; отчего и самая местность известна у простого народа под названием «Обвалы» или «Провалы». Картина от подобной встречи получилась величественная. Тотчас же от часовни начала дорога спускаться вниз уступами, и с каждым уступом открывалась новая картина зрителю: с первой террасы видны были три огромных гостиных для богомольцев, вправо от них почти на обрыве над р.Кубанью схимнический и леснический корпус; со второй террасы среди леса рисовался благочиннический корпус и черный двор с мастерскими: кузнечной, столярной, бондарной и шорной; а с третьей террасы показалась монастырская церковь с колокольней, окруженная кольцом следующими зданиями: настоятельским корпусом, казначейским корпусом, братским корпусом, рабочим корпусом, трапезной с кухней, пекарней, свечным заводом и домом для просфорни и, наконец, за церковью виднелся чрез аллею другой схимнический корпус с новооткрытым колодцем и перевозною пристанью и домиком для перевозчиков.

По входе в храм, Владыка, облачившись в мантию и принявши архипастырский посох, изволил шествовать в алтарь при громогласном пении входнаго «Достойно есть». На литии многолетие было произнесено попеременно двумя иеродиаконами.

Затем Владыка, благословив братию и народ, изволил отбыть в отведенные для него покои и потом через полчаса отправился со своею свитою осматривать монастырския здания, расположенныя вокруг церкви в самой низкой котловине монастырской площади; при чем Владыкою были осмотрены мастерския: сапожная и портняжная, а также виноградник и, наконец, новооткрытый в горе минеральный колодец. И, действительно, вода оказалась настолько чистою, что была прозрачна, как слеза и вкус ея был приятный и вязущий. Отец же настоятель доложил, что водою лечатся многие из приезжающих от катарального состояния пищеварительной системы, и было много случаев излечения, из коих особенно замечателен случай излечения одного сына доктора М. М. Вследствие чего о. настоятелем одна бутылка подобной воды в августе текущего 1897 года была отправлена в химическую лабораторию Ессентуков. Химик Климов нашел, что вода минерализована, но чтобы произвести полный анализ, обещался приехать на источник; главные же минералы железо и сера. В монастырском храме Владыка обратил внимание на оставшиеся от лжеепископа Силуана следующие вещи: две митры, панагия, крест, как копия с креста митрополита Алексия Московскаго Чудотворца, о чем гласит надпись на кресте.

Армавирское подворье Владыка изволил посетить 4 октября, приехавши в Армавир на курьерском поезде в 10 часов утра. На вокзале Владыка был встречен местною администрациею, местным благочинным и о.настоятелем Кавказского миссионерского монастыря. Владыка, посетивши сначала приходскую Николаевскую церковь и школу при ней, изволил прибыть тотчас же на Армавирское подворье Кавказского миссионерского монастыря. Здесь же Владыка был встречен с подобающею честию братиею монастырского подворья и стороннею публикою во главе с военным генералом Монтейфелем. Затем Владыка, осмотревши означенное монастырское подворье до мельчайших подробностей и преподав о. настоятелю с братиею Архипастырское свое благословение изволил отбыть вскоре же в Прочноокоп, для освещения церкви – школы при единоверческой церкви. Таким образом Кавказский миссионерский монастырь имеет безпримерную историю своего возникновения.

Зная существование Кавказского миссионерского монастыря, невольно воскликнешь с псалмопевцем Давидом: «Дивна дела Твоя, Господи».

В «Историческом описании Кавказского миссионерского монастыря» я сохранила орфографию подлинника, за небольшим исключением: опускала знак «ъ — еры», заменяла букву «и», добавляла запятые, где это было просто необходимо по нашим правилам правописания.

Вернуться в начало страницы: вернуться

Просмотры (2219)