Пасхальное Богослужение 2013

Пасхальное Богослужение в Свято-Никольском храме 05.05.2013.

Пасхальное Богослужение 2013Красота Пасхального Богослужения. 

Праздников Праздник и торжество Торжеств! 

Христос воскрес! Воистину воскрес!

         Мы не знаем, где мы были на небе или на земле- так говорили наши предки, выслушав Богослужение в Константинопольском храме. Не повторяли ли их слова и вы, дорогие братья и сестры, присутствуя на праздничном пасхальном Богослужении, которое состоялось в ночь с 4 на 5 мая в нашем Свято-Никольском храме ст. Кавказская.

Трудно подобрать слова, чтобы подлинно передать ту радость, красоту и величие Светлого праздника. Какое обилие света и фимиама в Храме, теплые лики святых с икон, торжественное облачение священнослужителей, белые и красные платочки на головах у женщин, улыбки на лицах самых сдержанных в чувствах мужчин, красивые и нарядные дети.

В полночь, по преданию Церкви, воскрес из мертвых Христос Спаситель наш, в полночь и мы собрались в Храме. Воздав св. плащанице подобающее поклонение, священнослужители унесли ее в алтарь и положили на святой престол, для того чтобы видимым образом показать, что Христос по воскресении Своем, в течение 40 дней, являлся Своим избранным Апостолам и последователям. 40 дней плащаница будет зрима на св. престоле всем верующим. После этого священнодействия из глубины алтаря послышалась песнь: Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех. Эта песнь была изображением того, что в то время, когда в Иерусалиме глубокому сну предавались жители, неутешной скорби предавались Апостолы и св. Мироносицы- на небе лики бесплотных уже прославляли Воскресшего Христа. А мы этой песнью просим Господа, чтобы Он сподобил и нас на земле чистым сердцем Его славить.

Первую весть о воскресении удостоились получить св.Мироносицы не в Иерусалиме, а в саду благообразного Иосифа, подле Гроба, куда они ходили сущей тьмой. Подобно им и мы все вышли из Храма, как бы из Иерусалима, обошли его три раза крестным ходом с хоругвиями, иконами, огнями. Остановились около притвора Храма, как бы при входе в Гроб Господа. Здесь мы впервые услышали призыв: Христос воскресе  из уст священнослужителя, представляющего собой Ангела Божия в белых ризах. С невольным трепетом мы приняли эту весть и подобно Мироносицам и Апостолам, стали неоднократно повторять: Воистину воскресе.

Гимн праздника, тропарь, который много раз будет повторяться во время всего праздничного Богослужения и петь душа все дни светлой седмицы. Ликуя, все за священнослужителями вошли в Храм и здесь полились песни хвалы и благодарения во славу Воскресшего.

Самыми отрадными минутами в жизни Апостолов были те, когда Господь Сам являлся им- и вот, чтобы напомнить нам эти святые минуты священнослужители неоднократно исходили из алтаря и обходили по всему храму с крестом, свечами и кадилом.

Крест предносимый указывал на неоднократность явления Господа, благоухание кадила и свет свечей изображал радость, которая наполняла души Апостолов при явлениях Воскресшего Христа, а чтобы всякий слышал причину этого торжественного хождения священнослужители благоухали нас каждением, многократно возглашали во всех частях Храма: Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! Между тем песнь хвалы и благодарения не умолкла, она составила все утреннее Богослужение и заменила собой все обыкновенные чтения и песни.

Прославив Воскресшего и с Собою все Воскресившего, прихожане стали приветствовать друг друга с великим и спасительным торжеством и свое приветствие запечатлевать целованием. Целование это означало, что вследствие воскресения Избавителя мы все соделались, как и были некогда, детьми Божьими, друзьями Ангелов, братьями между собой, составили одну духовную семью, которой глава и Отец- Сам Господь.

И вот чтобы никто не отделял себя от св.Церкви, чтобы никем не нарушалось светлое торжество раздается слово святого Иоанна Златоуста и обращается ко всем в церкви: внидите вси в радость Господа своего… Никтоже да изыдет алчай… Никтоже да рыдает убожества… Никтоже да плачет прегрешений… Никтоже да убоится смерти…

Этими словами великий Святитель как бы напоминает нам Христа Воскресшего, Коего первые слова по воскресении были: радуйтеся…не бойтеся…мир вам!

Таковыми были особенности пасхальной утрени. Литургия также представляет некоторые светлые особенности.

Церковь предлагает чтение из Евангелие Иоанна, друга Христова. В этом чтении раскрывается, что Христос Господь есть предвечное Слово Отчее, единородный Сын Божий, Бог и Творец всех, Богочеловек и наш искупитель, Коего мы приняли благодать на благодать. Наконец, чтобы сообщить благовестие и всей видимой природе, как созданию Божию колокол благовестник молитв наших, передает благовестие всей неразумной твари, торжественным гулом своим оглашая окрестность на далекое пространство.

Воскресший Спаситель воскресением Своим отверз рай для нас. Видимое знамение сего, царские врата алтаря постоянно открыты теперь и на утрени и на литургии и на вечери, и мы все видим освещение даров, и приобщение священнослужителей, видели то, что во все другие дни сокрыто бывает от взоров и на что со страхом и трепетом взирают Херувимы и Серафимы.

А чтобы изобразить нашу радость и торжество о воскресении, чтобы предизобразить будущее наше блаженство на небе, на все время от Пасхи до Пятидесятницы запрещаются земные поклоны- в другое время Церковь заповедует их, а теперь- запрещает!

Воскресший Господь, до вознесения Своего являлся Апостолам, благословлял и разделял трапезу их, вкушал рыбу и мед. Сам предлагал таинственным образом приготовленную рыбу и хлеб в память об этих чудных явлений Его, Апостолы до самой кончины своей, всякий раз, когда вкушали пищу, оставляли за столом одно, и притом, главное место, незанятым, и полагали на нем часть хлеба в честь Господа, как бы Он Сам присутствовал среди них. Подобно сему, и мы полагаем в Храме хлеб (по гречески- артос), с изображением на нем креста, знамения победы Христовой над смертью. Священник окропляет и благословляет хлеб в воспоминание Христа, Который есть истинный Хлеб жизни. Вместе с этим Церковь благословляет и окрыляет обыкновенную пищу нашу, принесенную нами ко храму.

Будем же помнить все виденное и слышанное в Храме, будем почаще вспоминать воскресение Спасителя, очистим свою жизнь и в церкви и дома, и в сердце очистим чувства, да узрим в неприступном свете воскресения Самого Христа блистающего и нам. Радуйтеся рекуща ясно да услышим. Аминь.

По материалам «Троицких листков». Благословение Обители Преподобного Сергия. (№471, 15.06.1899г.).

На праздничном Богослужении было зачитано Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла и главы Кубанской митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Пасхальное послание главы Кубанской митрополии Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринодарского  и  Кубанского Исидора.

Вернуться в начало страницы: вернуться

 

Просмотры (1234)

Комментарии закрыты.