Страницы истории

Когда покусились на святое

Из архива
95 лет исполнилось событию, которое породило грабежи и разрушение церквей

Когда покусились на святоеИстория государства Российского неразрывно связана с историей христианства. Чтобы разобраться в становлении церкви на Кубани, необходимо обратиться к историческим документам, хранящимся в Краснодарском и Ставропольском краях, Астраханской области.

ВЕРА КРЕПНЕТ

Традиции веры православной на протяжении тысячелетней истории ее существования на русской земле сохраняют и поныне свое воздействие, несмотря на весьма непростое время для Церкви как в советский период, так и в нынешний. Православная вера в народе не только не утратила своих позиций, наоборот, она укрепляет их.

«ДЕЛО ЦЕРКВИ»

В фонде Армавирского архива есть Дело №2 Кавказской комиссии по изъятию церковных ценностей, в котором хранится большое количество описей имущества и актов о конфискации.
До наших дней сохранилась Опись имущества Вознесенской старообрядческой церкви, Покровской единоверческой церкви станицы Кавказской, Николаевской православной церкви той же станицы от 1922 года апреля 24 дня.
При изучении архивных документов этого времени мною было обнаружено письмо от Городского комитета 18 мая 1922 года №779 в Кавказскую отдельскую комиссию по изъятию церковных ценностей: «При сем препровождается десять актов описи ценностей в десяти церквах станиц: Терновской, Ново-Покровской, Ново-Романовской, Тихорецкой, Ново-Рождественской и хутора Тихорецкого, причем один акт описи ценностей церкви «Александра Невского» станицы Тихорецкой будет дослан дополнительно».

НА СКОРОСТЬ

Ввиду отъезда председателя комиссии по изъятию в Кавотдел на съезд, Горпартком просит скорее приступить к отбору ценностей у церквей. Тем же «Протоколом комиссии по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих» оттого же дня рабочим бывшего Кубсахзавода «Лейбо» Чубченко Андреем, при секретаре С.Н.Корнееве, при членах Портянове П.П., представителях от духовенства отца Дамаскина и церковного
старосты монахини Евдокии Лаптевой, произведена опись ценностей в Иоано-Покровском женском монастыре, находящемся при разъезде Гирей Влк.ж.д. Кавотдела Кубанской области. Оказалось, что все имущество изымалось с остатком для монастыря малой его части.

НЕ СПАСАЛО ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ

Конечно, народ роптал и был недоволен действиями советской власти по притеснению веры, что заставляло священнослужителей тайком, под страхом ареста, проводить службы в каком-нибудь частном доме. Но и это не спасало в те годы от поругания и притеснения православной веры…

В. Рудоман,
член Кропоткинского общества
историков архивистов (РОИА).

Источник: Газета «Огни Кубани» Кавказского района Краснодарского края № 22 (14658) от 21 марта 2017 года
Фото В. Рудоман.

Ищем сведения!
В настоящее время вряд ли кто укажет, где находился Иоанно-Покровский женский монастырь, но автор будет очень благодарен тем, кто представит хоть какие-то сведения о его существовании.

Справочник по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области). Н.Т. Михайлов. 1911г.

Основана в 1794 г. На месте станицы еще в 1778 г. была возведена генер.-поруч. А. В. Суворовым крепость, названная им. Павловской. В сле­дующем году, по заключении мира, с Турцией, крепость была срыта. Вмес­то нея остался лишь временный редут, занимавшийся войсками только в летнее время. В начале девяностых годов командиром Кавказского корпуса генералом-аншефом Гудовичем была предпринята постройка ряда постоянных крепостей по р. Кубани. В числе их в 1794 г. была возведена одна из на­иболее сильных крепостей — Кавказская.

Страницы истории Крест на месте разрушенного монастыря

Крест на месте разрушенного монастыря

В числе первых поселенцев было много старообрядцев безпоповцев и поповцев. Благодаря этому обстоятельству уже в 1797 г. вблизи станицы возник безпоцовщинский скит, существовавший до шестидесятых годов прошлаго столетия. В сороковых годах в пещерах на берегу Кубани спа­сались поповцы: Иван Зрянин и Яков Терешин. Первый, сделавшись по­том старообрядческим епископом под именем Иова, основал на месте прежняго своего отшельничества старообрядческий Никольский скит. Сюда стали прибывать и селиться старообрядцы с Дона, Терека и других мест. По смерти Иова (в 1872 г.), в звание Кавказского старообрядческого епис­копа возведен был донской казак Степан Мороз с именем Силуана. При нем 11 февраля 1894 г. скит был упразднен епархиальным миссионером архимандритом (ныне епископом) Исидором, обитатели его разбрелись, а Силуан был отправлен на Дон для жительства. На месте скита возник пра­вославный Никольский миссионерский монастырь. Старообрядцев, однако, и до сих пор очень много в станице Кавказской: здесь они имеют свой храм.

Крест на месте монастыря

Крест на месте монастыря

Население занимается хлебопашеством, скотоводством, садоводством и огородничеством. Общественной земли 29517 д. Душевой надел — 9 дес. Почва разнохарактерная: встречается чернозем, суглинок, песок. При сред­нем урожае десятина дает пшеницы 70 — 80 пуд. Значительное подспорье в хозяйстве местным жителям доставляет садоводство и, в частности, ви­ноградарство. Виноградников здесь довольно много: уже в 1898 г. их было около 300. Виноград сбывается большею частью в сыром виде; винодели­ем занимаются очень немногие и вино получается невысокого качества. Климат здоровый. Расстояние: до г. Екатеринодара 134 в., до Романовского хут. и Кавказской станции железной дороги 7 в., до разъезда Гетмановского 1  в., до ст. Казанской 18 в., Темижбекской 13 в., Дмитриевской 23 в., Лосевского хут. 13 в. Корреспонденция через местное почтово-телеграфное отделение (почта ежедневно). В станице 1 православная церковь и 1 единоверческая.

Крест на месте разрушенного храма

Крест на месте разрушенного храма

  1. Николаевская церковь построена в 1884 г.; деревянная, ограда желез-ная. Стоимость здания — 35000 руб., иконостаса — 8000 р. Церковной земли 215 дес. Состав причта (с 1885 г.): 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик. Казен­ное жалованье: свящ. 135 руб., псал. 45 р. Священнику—общественная удобная квартира. Диаконо-учит. — квартира при церковно-приходской школе. Причтовой земли. 96  дес. (в 15 в.); для хлебопашества удобна. «Новина» существует, значительнаго дохода не дает. Министерские училища: 2-классное, одноклассное женское и одноклассное иногороднее. Жалованье зако­ноучителю в первом — 150 руб., во втором — 70 р., в третьем — 60 р. Школе
    Страницы истории Здание бывшей церковно-приходской школы

    Здание бывшей церковно-приходской школы

    принадлежит виноградный сад, площадью 2  дес, пожертвованный свящ. И. Крастилевским. Население (ц. д.): 4019 д. из них поповцев — 645, поморцев — 163, духоборов — 46, молокан — 10, «новоизраильцев» — 9, хлыстов — 4. Рождений — 382, браков — 95, смертей — 335.

  2. Покровская единоверческая церковь. Единоверие возникло в стани­це в 1894 г., когда присоединились к православной церкви на правах еди­новерия 10 старообрядческих семейств во главе с начетчиком Михаилом Колышкиным. В том же году для единоверцев освящен был молитвенный дом, а Колышкин рукоположен к нему священником. Настоящая церковь была построена в 1896 г. Состав причта: 1 священник и 1 псаломщик. Казенное жало­ванье: священнику 300 р., псаломщику 100 р. Население (ц. д.): 200 душ. Рождений 49, браков 33, смертей 31. Всего населения 8877 д., 1504 двора.

(источник — Оксана Корнева, историк-генеалог, http://www.okorneva.ru).

Вернуться в начало страницы: вернуться

 

Просмотры (2087)