Страницы истории

Кавказский миссионерский монастырь

За местным материалом — в Санкт-ПетербургСтраницы истории

Возрождение святого источника на месте бывшего Кавказского Николаевского миссионерского мужского монастыря, уничтоженного в 1931 году, подвигло местного исследователя к изучению истории религиозной общины монахов.

Некоторые скептики и даже историки считают, что за давностью лет достоверные сведения и о монастыре, и об источниках, существовавших на его территории, раздобыть невозможно. Рекомендуют довольствоваться тем, что сохранило время и людская память (см. газету «Колос» Кавказского района за 15 июня 2010 года). И поскольку ни в музеях, ни в библиотеках Кропоткина и станицы Кавказской интересующего меня материала не нашлось, я отправилась в Санкт-Петербург. Мне посчастливилось поработать в Российской национальной библиотеке, которую основал еще Петр I. Ее богатые многовековые газетные, журнальные и литературные фонды расположены в трех больших зданиях — на набережной Фонтанки, на Невском и Московском проспектах.

Там же находится Российский государственный исторический архив. У меня были рекомендательные письма, поэтому мне позволили поработать с редкими историческими книгами и журналами. Вот что удалось узнать.

«Значение монастырей как хранителей и укрепителей родной православной веры давно признано, и в среде истинно православных людей это значение трудно поколебать. Вот уже десятки лет религия стала заметно падать во всех слоях общества, на монастыри пошел другой взгляд. О святынях, дорогих религиозному человеку, почти забыли, но я думаю, что все-таки сильна вера в народе, и он по-прежнему, как и предки его, относится с полным уважением и любовью к святыням», — так пишет Алексей Алексеевич Павловский в предисловии к «Всеобщему иллюстрированному путеводителю по монастырям и святым местам Российской империи и Афону» в 1907 году.

В то время по Российской империи числилось 810 обителей и 44766 церквей. По Ставропольской епархии, куда входили Кубанская, Ставропольская и Черноморская губернии числилось девять обителей: пять — мужских, четыре — женских, 603 церкви.

Роль монастырей в истории православной культуры на Северном Кавказе несколько отличается от их роли в Центральной России. На Северном Кавказе они выполняли общественно-политическую функцию. На монастыри возлагалась задача упорядочения в российском народе и в коренных жителях Кавказа духовных основ православия, примирения и объединения враждовавших горцев и казачества

Монастыри активно занимались хозяйственной деятельностью, и это благотворно влияло на экономику региона. Они становились примерами образцовых хозяйств. Благодаря им, закубанские горцы изменили существовавшую до того времени систему земледелия. Многие из паломников, приходя в монастырь, учились у монахов отношению к земле, к собственному хозяйству.

Многие монастыри создали в своей среде институт старчества. К старцам обращались казаки и торговые люди, относившиеся к старцу, как духовному наставленнику. Нередко к ним обращались раскольники и сектанты, и даже совсем неверующие люди. Многие при этом менялись в вопросе веры и становились духовными учениками старцев.

При монастырях открывались больницы, детские приюты, в них формировалось сознание будущего поколения. В борьбе с неграмотностью укреплялись основы духовности и православия.

Книги и брошюры о храмах, монастырях, церковных учебных заведениях издавались очень редко, поэтому большую ценность для изучения этой темы представляют комплекты журнала «Ставропольские Епархиальные Ведомости». Основана Кавказская епархия в 1843 году, а с 1886 года она называлась Ставропольская с центром в городе Ставрополе. Издавался журнал два раза в месяц, имел два отдела: официальный и неофициальный. Годовая подшивка этого журнала содержит примерно 2000 страниц, поэтому просмотреть из-за ограниченности времени смогла только за 1899 и 1907 годы.

В №21 от 1 ноября за 1907 год на 1117 странице: «…причтом единоверческой церкви станицы Кавказской кубанской области, присоединена к православию 17 октября 1907 года из раскола австрийской секты на правилах единоверия дочь мещанина пос.Воронка, Черниговской губернии девица Елизавета Феодоровна Овчинникова, 18 лет…».

После долгих поисков с помощью сотрудников Российской национальной библиотеки удалось найти небольшую брошюрку «Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря», изданную в Ставрополе в 1898 году. В ней говорится: «Кавказский миссионерский монастырь находится в Кубанской области, близ станицы Кавказской, Кавказского отдела, в местности, называемой «Обвалы» или «Провалы», на правом берегу реки Кубани, среди леса и оврагов, образовавшихся от времени вследствие обвалов гористого берега реки Кубани. Святейший Синод, определением своим от 31 января-12 февраля 1892 года за №368 постановил: «Учредить на месте бывшего раскольнического скита, близ станицы Кавказской, Кубанской области, Кавказский миссионерский монастырь, назначить настоятелем сего монастыря иеромонаха Мефодия» (См. Ставроп. Епарх. Вед. №20 стр.1140).

Вернуться в начало страницы: вернуться

Просмотры (2525)