НЕДЕЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

НЕДЕЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

НЕДЕЛЯ 22-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯИмя Лазаря дошло к нам через века. Он был нищим, убогим, бедным, страшно больным. Тело его было покрыто гнойными струпьями. Он лежал прямо у ворот богача, который проводил жизнь в неге и постоянных развлечениях: одевал свое тело в самые дорогие роскошные одежды и ежедневно собирал своих друзей на изобильные застолья. Ему никакого дела не было до нищего Лазаря, который мучился от голода и мечтал о крошках с пиршественного стола богача.
Своей скудной пищей он, наверное, делился с псами, которые доставляли ему маленькую радость: облизывали его гноящиеся струпья. Так этот Лазарь и жил: покинутый всеми, лишенный человеческого общества, окруженный лишь собаками. В Израиле собака считалась нечистым животным, Лазарь жил среди этих презираемых тварей и делился с ними тем малым, что получал сам. Когда закончилась земная жизнь Лазаря, его взяли на небо ангелы и вознесли на лоно Авраама. Так называлось место в аду, где праведники ожидали пришествия Мессии-Спасителя и победы над смертью. Тогда рай еще был недоступен для душ человеческих, потомков согрешившего праотца Адама. Лазарь был сопричтен ветхозаветным праведниками и утешался ожиданием Спасителя. А богач, расточивший свою жизнь на удовольствия, оказался в самых глубинах ада, мучимый бесами, совестью и завистью к тем, кто имел утешение на лоне праотца Авраама. Он лишился не только родства со святым праотцем, на которое уповали все израильтяне, но даже собственного имени. В страшных муках, в иссушающей душу тоске он молил Авраама о крохотном утешении, как когда-то Лазарь, лежавший у его ворот. Он теперь просит милости: послать к нему Лазаря и капелькой воды, или капелькой милости, остудить пылающий жаром язык. Но это невозможно, правосудие Божие совершилось, нет милости к не сотворшему милости. Ты, говорит Авраам, получил все в жизни временной, ты приобретал только то, что имеет ценность на земле, но не переходит в вечность. Потому теперь и страдаешь. Лазарь же, делившийся с псами малым, что перепадало ему, постоянно искал утешения от Бога, жил на земле в постоянном ожидании Спасателя. Не жаловался на богача, не роптал на судьбу, никому не говорил о том, как ему трудно живется, благодушно все терпел ради будущего спасения. Господь увидел его доброе сердце, его душу, украшенную верностью и милосердием. Конечно, не бедность и болезнь послужили Лазарю для спасения его души, ведь много бывает людей, ропотом восстающих на Бога и судьбу во время бедности и лишений. Также и богатство само по себе – не грех. Есть много примеров богатых людей, которые свое большое имение считали не своим, а данным им от Бога для раздаяния убогим. Они жили согласно Слову Божию: «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111,9). А богач был нарушителем Закона Божия, присвоил себе то, что получил от Бога, не желал делиться с бедными. Слово Божие велит: Когда жнешь свое поле, не убирай зерна до конца: пусть бедный напитается от твоих посевов. Милосердие — основа общения с Богом, то есть счастья и радости. Несчастный богач, утерявший надежду на свое спасение, стал просить Авраама послать Лазаря к своим пяти братьям, также как он некогда 8 уповавшим на родство с праотцем Израиля и проводившим жизнь в беспечности и самолюбии. Что может их отрезвить? Авраам сказал: пусть читают слово Божие, учения пророков, они все говорят о Мессии-Христе и спасении. Но, оказывается, не читают эти разжиревшие самодовольные богачи Слово Божие, может, если кто из мертвых явится перед ними, тогда изменятся? Нет, если писания Моисея и других святых пророков не слушают, то и явлению воскресших не поверят. Так и случилось: когда Господь воскресил Лазаря, четверодневного мертвеца, не только не поверили, но так обозлились иудейские священники и фарисеи, что решили воскресившего и даже воскресшего убить. Какое безумие! Таков удел людей, живущих для себя, не желающих слышать Слово Божие и славить своего Спасителя. Могу рассказать интересное из истории нашего прихода. Когда не было храма при Лобненской больнице, наши прихожане вместе со мной каждую неделю посещали различные больничные отделения и помогали больным. Мы вместе служили молебны, помогали людям исповедоваться и причащаться. Как потом выяснилось, многим из нас, перед тем, как идти, приходилось побеждать помыслы: зачем идти, много своих дел, забот накопилось. Почему я должен идти? Зачем все это? Но когда начинали творить дело Божие: беседовать с людьми, старались утешить, ободрить, какая радость приходит в душу! Мы видели счастливые глаза людей! То, что мы делали, приносило радость и утешение многим. Этот закон духовной жизни, хотя и забыт сегодня, но продолжает действовать: только тогда, когда отдаешь радуешься. В этом источник счастья. Пока думаешь только о себе, никогда не будешь счастлив. Любая страсть ненасытна. Сколько бы ты ни питал свое самолюбие, самохотение, гордость, ты всегда будешь голодным. Есть и нам с вами, братья и сестры, о чем задуматься. Мы ходим в храм, ставим свечи, исповедуемся, причащаемся. Мы хотим быть с Богом. Только забываем зачастую о том, что Господь Бог человеколюбец и многомилостив. Он приблизится к нам, если увидит наше милостивое сердце, нашу любовь к ближнему. Где сегодня нуждающиеся Лазари? Они рядом: старушка, которой нужно помочь, сосед, который унывает и находится в отчаянии…. Но нам ведь некогда! Мы же заняты. А на молитву мы становимся потому, что надо правило исполнить, а не потому что в нас живет радость. Не потому, что хочется благодарить. Не потому что хочется отдавать. Не потому что хочется славить Господа Бога и делать ради Него добро. Помоги нам Господи задуматься над этим. Понять и увидеть, где настоящее счастье. Где нас Господь ждет. Если мы постараемся, то поймем притчу о богаче и Лазаре.

Прот. Алексий ТИМОФЕЕВ

Источник: Православный собеседник № 46 (271) от 5 ноября 2017 (23 октября)

Просмотры (25)

Комментарии закрыты.