ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 15 АВГУСТА 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 9-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ЧЕТВЕРГ

Толкование Евангелия. 15 августа 2019 года. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Четверг

Мф., 69 зач., 16, 24—28

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 28 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПОНЕДЕЛЬНИКИ, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Все три евангелиста-синоптика согласно повествуют, что по дороге в Иерусалим Господь вновь стал говорить ученикам о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. Подробнее всего и живее всего описывает это св. Марк, как несомненно слышавший обо всем этом из уст апостола Петра. Он говорит, что Господь шествовал впереди, очевидно, как грядущий на вольное страдание, жаждавший совершить волю Божию (ср.: Лк. 12, 50). Ученики же Его, мыслившие человеческое, думавшие лишь о земной славе Мессии, ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.
Отозвав двенадцать учеников, очевидно потому, что с ними шло много народа, Господь наедине поведал им о том, что в Иерусалиме должно совершиться все, написанное о Нем пророками, что Он подвергнется поруганиям, будет осужден на смерть и предан язычникам, т.е. римлянам, которые после биений, оплеваний и поруганий убьют Его, а в третий день Он воскреснет. Св. Лука прибавляет к этому, что ученики ничего из этого не поняли, ибо слова эти были от них сокровенны.
Тогда приступила к Господу матерь сынов Зеведеевых, а по св. Марку, и сами они — Иаков и Иоанн, с просьбой — сидеть одному из них «одесную» Его, т.е. занимать второе после Него место в открывающемся, как они думали, земном царстве Мессии, а другому — «ошуюю», т.е. по левую руку, занимая третье место. На эту просьбу Господь ответил: Не знаете, чего просите. Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило первенствовать в самоотречении и в мученичестве за имя Христово; они думали, что испрашивают себе только почести, власть и радости. Поэтому Господь Своим вопросом: Можете ли пить чашу, которую Я пью? — указывает именно на то, что приближение к Нему в Его царстве будет заключать в себе уподобление Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится, как о чаше, которую должны разделить с Христом те, которые хотят быть к Нему ближе. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом. Сын Божий и представляется в Евангелии, как осужденный, которому Отец Небесный посылает чашу смерти (Ин. 18, 11).
Крещением, которым Я крещусь, будете креститься? — выражается та же мысль: перенесение страданий представляется как бы погружением в них человека, как бы омовением в воде. «Можем», — отвечали апостолы, «в жару усердия, не зная, что сказали» (свт. Иоанн Златоуст), — сказали то же, что и все ученики говорили, обещая идти за Господом хотя бы на смерть. Чашу, которую Я пью, будете пить… «Хотя обещание необдуманно, — как бы так ответил им Господь, — но действительно в будущем (проницая его Своим Божественным взором) вы уподобитесь Мне в терпении и подвиге, а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, т.е. в царстве славы, минуя Царство Божие, воинствующее в сем мире, не от Меня зависит, но кому уготовано», — это значит: «не в Моей власти дать всякому желающему, а тем лишь, кому уготовано, кто заслужил этого своими подвигами». Остальные апостолы вознегодовали, очевидно, по зависти, как бы братьям не удалось их искательство. Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства.
В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, — это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения, Господь указывает апостолам на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы Ему служили; но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих. «Многие» названы здесь вместо «всех». Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («апалитросин»), ценою Своих Крестных страданий и смерти.

Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г

Просмотры (22)

Комментарии закрыты.