ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 17 АВГУСТА 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 9-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. СУББОТА

Толкование Евангелия. 17 августа 2019 года. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Суббота

Мф., 64 зач., 15, 32—39

Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
Целых три дня народ оставался в пустынном месте, не желая расстаться с Божественным Целителем и Учителем; запасы хлеба, если у кого и были, истощились, но никто, кажется, и не думал о пище. Тогда Сам Человеколюбец Господь восхотел напитать Своих гостей чудесной трапезой. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими, голодными, не хочу, чтобы не ослабели в дороге, потому что многие из них пришли издалека. «Не в первый и не во второй день Господь творит чудо насыщения народа, — замечает свт. Иоанн Златоуст, — но только тогда, когда у народа все истощилось, когда почувствовалась особая нужда в пище, чтобы тем с большим восторгом принято было чудо, чтобы глубже запечатлелось оно в сердцах. Но почему же Господь не творит прямо чуда, для чего обращается сначала к ученикам? Для того, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — чтобы Своим вопросом дать им случай показать веру свою и сказать Ему: Ты можешь насытить и этих людей, как было раньше: Тебе все возможно». Но ученики не поняли, к чему это Он сказал: их сердца, по выражению Самого Спасителя, были в то время окаменены. «Они, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — все еще долу пресмыкаются», рассуждают по-человечески, и «хотя потом Иисус Христос много раз приводил им на память это чудо, и вопросом, и ответом, и тем, что сделал их раздаятелями хлеба, и что короба остались; но они все еще оставались несовершенными». И вот как бы вовсе забыв о том, говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлеба, чтобы накормить столько народа? Они, как неразумные дети, думали, что Господь хочет поручить им самим заботу о том, чтобы накормить народ, тогда как одно Его властное слово: «не хочу» отпустить народ голодным, давало им понять, что Он Сам хочет предложить трапезу Своим усердным слушателям. И Господь вразумляет непонятливых учеников новым вопросом; говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. «Немалая то вина — так скоро забыть чудо, недавно бывшее; за это-то Господь их и укоряет», — говорит свт. Иоанн Златоуст. Тогда Господь распоряжается подобно прежнему. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, чтобы научить всех с благодарением к Богу вкушать пищу, воздал благодарение Отцу Своему Небесному, преломил и дал ученикам Своим, а ученики стали раздавать народу. И ели все, и насытились.И затем уже, без особого повеления, апостолы сами набрали оставшихся кусков семь корзин полных. А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И затем благодушно и спокойно, без всякого проявления со стороны народа какого-либо возбуждения, которым сопровождалось первое чудо умножения хлебов, Спаситель, отпустив народ, вошел в лодку, — и не пошел сухим путем, чтобы следовавший за Ним народ не стал прославлять Его, а через озеро, прибыл в пределы Магдалинские, или, как пишет св. Марк (8, 10), Далмануфанские. Два городка — Магдала и Далмануфа — лежали на юго-западном берегу озера Галилейского, ниже Тивериады; из Магдалы происходила равноапостольная Мария Магдалина, исцеленная Господом от беснования.
При объяснении чудесного умножения хлебов свт. Иоанн Златоуст замечает: «Не часто Господь творит такое чудо, а только два раза, чтобы научить апостолов не чреву служить, но непрестанно прилепляться к духовным благам. К ним и мы будем прилепляться, станем искать хлеба небесного и, приявши его, отложим всякое житейское попечение. Если иудеи, оставив дома, города, сродников и все, пребывали в пустыне и, несмотря на голод, не отходили от Иисуса, тем паче нам, приступая к такой трапезе, должно показать более любомудрия и возлюбить духовные блага, а потом уже искать чувственных. Кто пренебрегает великими дарами, а желает малых, тот лишается и первых; а если любим первые, то Бог прилагает и последние, потому что они служат добавкой к первым». Так учит и Сам Дародавец Христос. «Ищите — говорит Он, — прежде Царствия Божия и правды Его, и это все», — т.е. все, что необходимо для жизни временной, «приложится вам», дано будет вам и без прошения вашего, как бы в придачу к тем дарам духовным, к тем благам, которые даются сынам Царствия Божия…

Еп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г

Просмотры (25)

Комментарии закрыты.