ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 11 СЕНТБРЯ 2019 ГОДА. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Толкования на Евангельские чтения. Усекновение главы Иоанна ПредтечиОсторожныя и цѣломудренныя отношенія половъ ставятся въ основаніе душевной чистоты, такъ какъ ничто столь рѣшительно не разрушаетъ правильнаго теченія нашей внутренней жизни, какъ преступныя плотскія связи, наполняющія умъ нечистыми помыслами и сердце страстными вожделѣніями, разслабляющія силу воли и поражающія душу нашу болѣзненною немощію въ совершеніи всякой добродѣтели. Здѣсь-то по преимуществу и поставляется ученіемъ христіанскимъ на стражѣ цѣломудренная стыдливость, очищаемая молитвою и охраняемая всегда присущею душѣ христіанина благодатію Божіею. Она-то, эта ангельская стыдливость не допускаетъ разсѣяннаго взгляда, неосторожнаго слова и прикосновенія по опасенію, что страсть, какъ электрическій токъ, быстро передается отъ одного лица другому. Она-то и охраняла въ народахъ христіанскихъ молодыя поколѣнія отъ нравственнаго растлѣнія до заключенія благословенныхъ супружескихъ союзовъ и обезпечивала на всю послѣдующую жизнь добрую нравственность и благополучіе семействъ.
Въ нашъ вѣкъ какъ будто намѣренно все направляется къ изгнанію изъ обществъ стыдливости и водворенію въ нихъ неограниченной свободы въ обнаруженіи всѣхъ дурныхъ свойствъ природы человѣческой. Современная философія не признаетъ наслѣдственной порчи природы человѣческой вслѣдствіе грѣхопаденія прародителей, и потому всякія порочныя явленія въ ней признаются законными, потому что они естественны. Наука безъ всякой осторожности для пользы тѣлесной, въ ущербъ нравственной, раскрываетъ даже передъ дѣвицами всѣ тайны природы, требующія прикрытія. Искусство въ изваяніяхъ, картинахъ, рисункахъ періодическихъ изданій выставляетъ соблазнительныя изображенія тѣлесной красоты и сладострастныя сцены безъ всякой заботы о томъ, кто и съ какими мыслями будетъ наслаждаться этими произведеніями. Всѣмъ извѣстно, по какимъ распутіямъ разврата и преступленій водитъ читателей обоего пола и всѣхъ возрастовъ легкая европейская, а отчасти и наша литература послѣдняго времени, какъ бы заботясь о томъ, чтобы дать образованнымъ людямъ самыя вѣрныя средства утратить скорѣе внутреннюю стыдливость, и пріучить ихъ къ разврату въ дѣйствительной жизни. Въ общественной жизни, кромѣ безстыдныхъ зрѣлищъ, о которыхъ мы говорили, свобода отношеній между полами, во многихъ публичныхъ собраніяхъ, нецѣломудренность въ одеждѣ и разговорахъ, все располагаетъ къ утратѣ тонкаго чувства стыдливости. Даже дѣти обоихъ половъ въ нарочно устраиваемыхъ собственно для нихъ балахъ, и такъ называемыхъ дѣтскихъ утрахъ какъ бы заранѣе освобождаются отъ своей невинности и робости. Удивительно ли послѣ этого, что у насъ жены бросаютъ мужей, а мужья женъ своихъ, дочери убѣгаютъ изъ домовъ родительскихъ въ развратныя запрещенныя сборища молодыхъ людей не только здѣшнихъ, но и заграничныхъ; сыновья съ ранняго возраста оставляютъ книги и бросаются во всѣ роды преступныхъ удовольствій? Многими и многое въ этомъ порядкѣ жизни извиняется и оправдывается; иные и сознавая опасность такого положенія, съ чувствомъ безпомощности говорятъ: «что дѣлать? нынѣ такое время». Какъ будто время есть какая-то непобѣдимая сила, влекущая насъ противъ воли къ развращенію и бѣдствіямъ, какъ будто не мы сами дѣлаемъ время такимъ, или другимъ, т. е. благопріятнымъ для христіанской добродѣтели, или затрудняющимъ исполненіе нравственныхъ обязанностей. Измѣнимся сами каждый въ своемъ кругу, усугубимъ осторожность и бдительность по отношенію къ современнымъ соблазнамъ, — и измѣнится наше время. Это трудно при общемъ нравственномъ разслабленіи, но необходимо для нашего собственнаго блага. При доброй волѣ и помощи Божіей все возможно.
Но древній мудрецъ, какъ мы видѣли, въ особенное совершенство, а слѣдовательно и въ особенную обязанность вмѣняетъ стыдливость женскому полу: благодать на благодать жена стыдлива. Сама природа одаряетъ женщину особенною силою стыдливости, и тѣмъ даетъ понять, что въ женскомъ полѣ она должна быть охраняема съ особенною заботливостью.

Просмотры (130)

Комментарии закрыты.