О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

О ВНУТРЕННЕМ ПРЕОБРАЖЕНИИ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИКогда благодать коснется сердца человека, и он, приняв ее, старается покорить ей свою жизнь, то его дух как бы пробуждается от мрачного и тягостного сна после долгой ночи и, открыв глаза, видит утренний свет. Духовное пробуждение – это начало преображения всего человеческого существа – духа, души и тела. Оно продолжается всю жизнь и не оканчивается смертью. Здесь происходит процесс, противоположный греховному распаду, которому подверглась первозданная чета, а именно, – восстановление падшего человека, возвращение к потерянному внутреннему единству, освящение и гармонизация его разрозненных и диссонирующих сил. Здесь центробежной энергии греха противостоит центро-стремительное, волевое движение души к Богу.

Это восстановление в человеке образа Божьего, помраченного грехом, подобно реконструкции поврежденного храма. Человек должен вновь приобрести и усвоить благодать Духа Святого, которую он потерял из-за первородного греха. Обратимся к древнехристианской антропологии (учению о человеке) как чертежу человеческого существа. В человеческом духе можно обозначить три силы: ум, чувство и внимание. Духовный ум отличается от душевного тем, что в основе его лежит внутренний логос – глубина человеческого богоподобия. В логосе находится способность к созерцанию – видению сущности вещей посредством духовных интуиций. Через дух и внутренний логос человек получает возможность соприкасаться с метафизическим миром, проникать в него, воспринимать его и общаться с ним. Затем в духе можно различить особое чувство – способность опытно переживать реалии духовного мира. Это как бы непосредственный отклик духа на импульсы, идущие из трансцендентного мира; это переживание той сверхреалии, которая называется вечными божественными энергиями. Если духовный разум – внутренний логос – можно сравнить с незримым светом, который озаряет человека до самих глубин его существа, то духовное чувство – это особое чувство благодати, которое несет отраду; это пламя, которое не жжет, а животворит. Логос открывает реалии невидимого мира, а духовное чувство соединяет и роднит человека с ним. Когда благодать касается человека, то он воспринимает ее как свободу от рабства, как освобождение из темницы страстей и грубой материальности. Дух человека неразрывно соединен с душой. По природе они едины. Можно образно сказать, что дух – это око, устремленное к Богу, а душа – это око, взор которого опущен к земле. В иерархии человеческой тримерии дух занимает высшее место; но грехопадение, как всякая революция, свергает законную власть, и душа узурпирует место духа, а дух погружается в состояние, подобное смерти. Благодать восстанавливает дух в его правах. Тогда начинается процесс очищения и возрождения души человека: благодать через дух просвещает душу. Душа имеет также три силы: мысленную, желательную и раздражительную (реактивную). В современной психологии неточным аналогом этих сил является разум, эмоция и воля; при этом под эмоцией подразумевается слияние желательной и раздражительной силы, а от раздражительной силы отделяется ее естественное «хотение», как способность сосредотачиваться на определенном объекте, в падшем состоянии, подверженное страстям, которое называют волей. Поэтому в древнехристианской антропологии и современной психологии содержатся терминологические несовпадения. Через дух душе человека открывается высшая познавательная способность, называемая верой. Душевный рассудок, обычно вращающийся в области логических умозаключений, воображений и хаоса помыслов, высветляется под лучами благодати. Рассудок начинает понимать свою ограниченность и покоряет себя вере; эта вера, воспринимаемая интуитивно, усваивается на уровне догматики и богословия. Рассудок получает представления о Боге и духовном мире через катафатику (познание невидимого мира по аналогии с видимым) и апофатику (отрицание общности и единства свойств духовного и материального миров, когда подчеркивается непостижимость божества и духовных сущностей). Благодать очищает мысленную силу от фантазий и помыслов; сама логика, с ее бесконечными умозаключениями, с ее принципами дедукции и индукции, кажется уже разуму не универсальным средством познания, а только очень несовершенным и ограниченным инструментом. К душевному разуму относится человеческое слово, в которое облекается мысль.

Просмотры (66)

Комментарии закрыты.