Кавказскiй миссiонерскiй монастыръ

Кавказскiй миссiонерскiй монастыръ

Кавказскiй миссiонерскiй монастыръ

Иеромонах Мефодий

Кавказскiй миссiнерскiй монастырь находится въ Кубанской области, близь станицы Кавказской, Кавказскаго отдела, въ местности, называемой „Обвалы» или „Провалы», на правомъ берегу реки Кубани, среди леса и овраговъ, образовавшихся отъ времени вслѣдствіе обваловъ гористаго 6epeгa рѣки Кубани. Святѣйшій Сунодѣ, опредѣленіемѣ своимъ oтѣ 31—января—12 февраля 1892 за № 368 постановилъ: „учредить на мѣстѣ бывшаго старообрядческого скита, близь станицы Кавказской, Кубанской области, Кавказскій миссінерскій монастырь, назначивъ настоятелемъ сего монастыря iepoмонaxa Меѳодія“ (См. Ставроп. Епарх. Вѣд. № 20 стр. 1140).

Поэтому мысль невольно переносится ко времени существованія Никольскаго старообрядческого скита. Вотъ какъ пишется о немъ въ „Историческомъ очеркѣ о заселеніи станицы Кавказской Кубанскаго казачьяго войска». „Лишь обстроилась станица и жители обзавелись кое-какимъ хозяйствомъ, старики Андрей Адріяновъ и Аникій Давидовъ, оба старообрядцы безпоповцы, поселились въ пещерахъ, устроенныхъ ими въ обрывѣ надъ Кубанью, въ 2 верстахъ выше станицы. Это было на третьемъ году водвореня станицы (въ 1797 году). Передъ войною 1812 г. къ старообрядцамъ прибыли изъ Россіи около десятка иноковъ и поселились здѣсь же въ пещерахъ. Нѣкоторые изъ нихъ возвратились потомъ въ Россію, другіе умерли здѣсь же и только одинъ инокъ по имени Евфимій остался на мѣстѣ и жилъ въ пещерѣ до 1832 г., когда случившійся обвалъ горы съ пещерами въ р. Кубань заставилъ его избрать другое мѣсто для будущаго скита. Такое мѣсто нашлось ближе къ станицѣ, около Ивановскаго поста. Евфимій жилъ здесь до смерти своей, послѣдовавшей въ конце шестидесятыхъ годовъ. Старожилы говорятъ, что не было случаевъ нападенія черкесовъ на иноковъ; въ началѣ они даже доставляли инокамъ хлѣбъ, медъ и воскъ.
Примеру безпоповцевъ последовали и поповцы. Въ сороковыхъ годахъ старики Иванъ Зрянинъ и Яковъ Терешинъ поселились въ обвалахъ прежнихъ пещеръ. Послѣдній умеръ въ 1857 году, а первый сдѣлался потомъ старообрядческимъ епископомъ подъ именемъ Iова. Поповцы по имѣли своихъ поповъ и за духовными требами ѣздили на домъ. Московскіе старообрядцы, приняв австрійское духовенство, видя духовную нужду своихъ едниновѣрцевъ, въ 1855 году вызвали Зрянина въ Москву и здесь 5-го октября возвели его въ санъ епископа Кавказскаго и Донского. Возвратившись въ Кавказскую станицу, Iовъ построилъ двѣ плетневыя келлׇіи, на мѣстѣ обваловъ горы и положилъ основаніе старообрядческаго Никольскаго скита. Къ нему начали прибывать и селиться старообрядцы съ Дона, Терека и другихъ мѣсть. Онъ умеръ 30 января 1872 года. Преемникомъ его сдѣлался Донской казакъ Степанъ Морозоваъ подъ именемъ Силуана. Въ скиту было 20—30 иноковъ, содержались они на доброхотныя пожертвованія. Скитъ имѣлъ общежительный уставъ, молитвенный домъ, постройки для жилья и службы для монастырскаго хозяйства. 11 февраля 1894 г. скитъ былъ упраздненъ епархіальнымъ миссіонеромъ архимандритомъ Исидоромъ; иноки разбрелись, а епископъ Силуанъ отправился на Донъ для жительства. Старообрядческийскитъ пересталъ существовать и замѣнился Никольскимъ православнымъ миссіонерскимъ монастыремъ» (См. ст.6—7, сочиненія есаула А. Ламонова.)
11 февраля 1894 года, волею Божіею монастырь изъ старообрядческого сталъ православнымъ миссіонерскимъ, а чрезъ три года сей монастырь прібрѣлъ и право гражданственности, такъ какъ Святѣйшій Правительствующій Синодѣ опредѣленіемъ своимъ отъ 31 января— 12 февраля 1897 года за № 368 постановилъ: „учредить на мѣстѣ бывшаго Никольскаго старообрядческого скита Кавказскій миссінерскій монастырь». Въ настоящее время въ новообращенной обители живетъ около 70 человѣкъ братіи; между которыми есть и присоединившиеся изъ старообрядчества на правахъ единовѣрія и православія. Въ святой обители постоянно ежедневно совершается Божественная литургія, за которой съ сугубымъ усердіемъ возносится молитва о просвѣщеніи и обращеніи въ лоно св. Церкви Православной всѣхъ заблуждающихся; а кромѣ того нѣкоторые изъ братіи постоянно трудятся въ проповѣданіи слова Божія; равнымъ образомъ и желающіе присоединиться къ православію здѣсь же научаются и наставляются въ истинахъ христіанской вѣры п пріучаютея къ христіанскому благочестивому житію, а иногда и совсѣм остаются въ обители, дѣлаясь сынами св. обители, какъ новой своей мастери, гдѣ получили духовное возрожденіе и обновленіе. Такъ угодно Богу. Несмотря на свое короткое существованіе, монастырь успѣлъ уже снискать себѣ уваженіе даже среди старообрядцевъ. Теперь уже не рѣдкость видеть старообрядцевъ, посѣщающихъ обитель для поклоненія и посѣщенія монастырскаго Богослуженія. Особенно съ большимъ довѣріемъ относятся старообрядцы изъ молодыхъ. Въ св. обители строго соблюдается уставъ св. православной Церкви Христовой. Братія же, сознавая свое высокое призваніе быть проводниками свѣтa Христова, ведетъ себя чинно и благообразно, строго проводя подвижническое житіе въ постѣ, молитвѣ и трудѣ. И Господь Богъ по молитвамъ угодника Божія Святителя и Чудотворца Николая, покровителя и заступники св. обители, посылаетъ благодать возблагодать. По примеру древнихъ обителей здѣсь есть не только полный монашескій чинъ, но появились схимники, которыхъ стало двое. Это іеросхимонахъ Рафаилъ и схимонахъ Евгеній.

Просмотры (462)

Комментарии закрыты.