Кавказскiй миссiонерскiй монастыръ

Молитвы утреннія дѣти пропѣли всѣ сполна въ присутствіи училищной корпораціи и епархіального наблюдателя священника В. Фіалкина. По окончаніи молитвы изволилъ прибыть въ школу Преосвящениѣйшій Владыка, котораго дети встрѣтили положенной молитвой и хоровымъ пѣніемъ: „исъ полла эти деспота». Сначала дѣти отвечали по Закону Божію, а заѣмъ уже и по остальнымъ предметамъ. Владыка остался доволенъ постановкой дѣла, и епархіальный наблюдатель въ книгѣ для ревизующихъ сдѣлалъ слѣдующую надпись: „3 окт. 1897 г. Ревизія произведена въ присутствіи Его Преосвященства. Подготовка дѣтей по Закону Божію и счисленію весьма хорошая; чтеніе русское и славянское, а равно и письмо удовлетворительно. Школа носитъ следы постоянно отеческаго попеченія о ней о. iеромонаха Меѳодія. Епархіальный наблюдатель священникъ В. Фіалкинъ“. И дѣйствительно, школа, не смотря на свое второгодичное существованіе имѣетъ не только всѣ учебныя книги и пособія, но даже при ней обучаются дѣти ремесламъ: сапожному, столярному и живописному. Въ виду того, что въ числѣ обучающихся есть дѣти изъ дальнихъ хуторовъ, верстъ за 5—20, при школѣ имѣется пансіонъ для подобныхъ дѣтей, которыхъ сейчасъ находится 7 мальчиковъ. Въ числѣ обучающихся есть, кромѣ великороссовъ и малороссовъ, армяне, евреи и поляки. Поэтому школа раздѣляется на три отделенія; старшее, среднее и младшее. Въ старшемъ отдѣленіи обучается 12 человкѣъ, въ младшемъ 34 и въ среднемъ 30. Такъ какъ всѣ дѣти, спрошенныя лично Его Преосвященствомъ, отвѣчали осмысленно и бойко, то подобныхъ лицъ Владыка одарилъ различными крестиками и брошюрами религіозно-нравственнаго содержанія; затѣмъ, преподавъ всѣмъ и каждому порознь свое святительское благословеніе, изволилъ осмотрѣть мастерскiя: сапожную, портняжную и пp. Завѣдующимъ и законо-учителемъ школы состоитъ iеромонахъ Меѳодій; но въ виду его многостороннихъ обязанностей онъ не можетъ всегда лично преподавать Законъ Божій, поэтому за отсутствіемъ его, по его распоряженію, преподаетъ Законъ Божій iеродіаконъ Александръ, который съ любовію относится къ своей должности. Учителемъ допущенъ состоящій въ числе братіи, указный послушникъ Кавказскаго монастыря дворянинъ Владиміръ Андреевскій съ образованіемъ окончившаго 3-й курсъ восточнаго факультета С.-Петербургскаго университета. Наконецъ, осмотрѣвши въ нынѣшнемъ году отремонтированную капитальнымъ образомъ внутри и снаружи Казанскую церковь и преподавъ благословеніе хозяину подворья, Владыка изволилъ отбыть въ 9 часовъ утра далее.
Въ часъ дня 3 октября Владыка изволилъ прибыть въ Кавказскій Николаевскій общежительный монастырь и былъ встрѣченъ 6paтieю монастырскою въ полномъ составѣ «со славою» за границею монастырскою близь часовни св. Воскресенія.
Такая встреча Владыке была сдѣлана съ одной стороны, чтобы воздать должную честь Архипастырю, а съ другой стороны, чтобы предотвратить трудность и опасность спуска съ горы среди обваловъ; отчего и самая мѣстность извѣстна у простого народа подъ названіемъ „Обвалы» или „Провалы». Картина отъ подобной встрѣчи получилась величественная. Тотчасъ же отъ часовни начала дорога спускаться внизъ уступами и съ каждымъ уступомъ открывалась новая картина зрителю: съ 1-й террасы видны были три огромныхъ гостинныхъ для богомольцевъ, вправо отъ нихъ почти на обрыве надъ р. Кубанью схимническій и лесническій корпусъ; со 2-й террасы среди леса рисовался благочинническій корпусъ и черный дворъ съ мастерскими: кузнечной, столярной, бондарной и шерной; а съ 3-й террасы показалась монастырская церковь съ колокольней, окруженная кольцомъ слѣдующими зданіями: настоятельскимъ корпусомъ, казначейскимъ корпусомъ, братскимъ корпусомъ, рабочимъ корпусомъ, трапезной съ кухней, пекарней, свѣчнымъ заводомъ и домомъ для просфорни и, наконецъ, за церковью виднѣлся чрезъ аллею другой схимническій корпусъ съ новооткрытымъ минеральнымъ колодцемъ н перевозною пристанью и домикомъ для перевозчиковъ.
По входе въ; храмъ, Владыка, облачившись въ мантію и принявши архипастырскій посохъ, изволилъ шествовать въ алтарь при грамогласномъ пѣніи входнаго „Достойно есть“. На литіи многолѣтіе было произнесено поперемѣнно двумя iеродіаконами.
Затѣмъ Владыка, благословивъ братію и народъ, изволилъ отбыть въ отведенные для него покои и потомъ чрезъ полчаса отправился со своею свитою осматривать монастырскія зданія, расположенныя вокругъ церкви въ самой низкой котловинѣ монастырской площади; при чемъ Владыкою были осмотрѣны мастерскія: сапожная и портняжная, а также виноградникъ и, наконецъ, новооткрытый въ горѣ минеральный колодецъ. И, дѣйствительно, вода оказалась на столько чистою, что была прозрачна, какъ слеза и вкусъ ея былъ пріятный и вязущій. Отецъ же настоятель доложилъ, что водою лечатся многіе изъ пріѣзжихъ отъ катарральнаго состоянія пищеварительной системы и было много случаевъ излѣченія, изъ коихъ особенно замѣчателенъ случай излѣченія одного сына доктора М. М. Вслѣдствіе чего о. настоятелемъ одна бутылка подобной воды въ августѣ текущаго 1897 г. была отправлена въ химическую лабораторію Ессентуковъ. Химикъ Климовъ нашелъ, что вода минерализована, но чтобы произвести полный анализъ, обѣщался пpiѣxaть на источникъ; главные же минералы желѣзо и сѣра. Въ монастырскомъ храмѣ Владыка обратилъ вниманіе на оставшіеся отъ старообрядческого епископа Силуана слѣдующія вещи: двѣ митры, панагія, крестъ, какъ копія съ креста митрополита Алексія Московскаго Чудотворца, о чемъ гласитъ надпись на крестѣ.
Армавирское подворье Владыка изволилъ посѣтить 4 октября, прiѣxaвши въ Армавиръ на курьерскомъ поѣздѣ въ 10 часовъ утра. На вокзалѣ Владыка былъ встрѣченъ мѣстною администраціею, мѣстнымъ благочиннымъ и о. настоятелемъ Кавказскаго миссіонерскаго монастыря. Владыка, посѣтивши сначала приходскую Николаевскую церковь и школу при ней, изволилъ прибыть тотчасъ же на Армавирское подворье Кавказскаго миссінерскаго монастыря. Здѣсь тоже Владыка былъ встрѣченъ съ подобающею честію братіею монастырскаго подворья и стороннею публикою во главѣ съ военнымъ генераломъ Монтейфелемъ. Затѣмъ Владыка, осмотрѣвши означенное монастырское подворье до мельчайшихъ подробностей и преподавъ о. настоятелю съ братieю Архипастырское свое благословеніе изволилъ отбыть вскорѣ же въ Прочноокопъ, — для освященія церкви-школы при единовѣрческой церкви. Такимъ образомъ Кавказскій миссінерскій монастырь имѣетъ безпримѣрную исторію своего возникновенія.
Зная существованіе Кавказскаго миссінерскаго монастыря, невольно воскликнешь съ псалмопѣвцемъ Давидомъ: „Дивна дѣла Твоя, Господи».

istoricheskoe-opisanie-kavkazskogo-monastyryaИсточник: «Историческое описание Кавказского миссионерского монастыря». Иеромонах Мефодий. Ставрополь-Кавказский. Типография Т. М. Тимофеева, уг. Театральной и Александровской, 1898.
Отъ Московскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. Москва, Марта 26-го дня 1898 года.
Цензоръ, Протоiepeй Александръ Смирновъ.

Просмотры (462)

Комментарии закрыты.