Певец покаяния у яслей Христовых

Певец покаяния у яслей Христовых

По материалам «Троицких листков» (духовно-нравственное чтение для народа. Благословение Обители Преподобного Сергия. (№ 699 конец XIX века).

Преподобный Ефрем Сирин был по преимуществу проповедником покаяния, вдохновенным певцом сокрушения сердечного. Святой Григорий Нисский говорит о нем, что плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом: день и ночь лились у него слезы. Оттого все наставления его благоухают сердечным умилением, а его песнопения дышат трогательной поэзией. Предлагаем нашим читателям несколько его стихотворений или песнопений на Рождество Христово.
Чиста настоящая ночь, в которую явился Чистый, пришедший очистить нас: пусть же и слух наш будет чист, и взор очей наших целомудрен, и сердечное чувство свято, и слово уст искренно. Настоящая ночь есть ночь примирения, поэтому никто не гневайся на брата и не оскорбляй его.
Сия ночь даровала мир целому миру — итак, никто не угрожай; это ночь Кротчайшего — никто не будь жесток; это ночь Смиренного — никто не гордись. Сегодня день радости, — не будем мстить за обиды; сегодня день благоволения — не будем жестокими. В сей день тишины не станем обуреваться гневом. Сегодня Бог пришел к грешникам — не превозносись же, праведник, пред грешным! Сегодня Пребогатый обнищал ради нас, — пригласи же, богатый, бедного за свою трапезу! Сегодня мы получили дар, коего не просили — будем же подавать милостыню тем, которые взывают к нам и просят! Нынешний день отверз небесную дверь молитвам нашим, — отворим и мы дверь свою просящим у нас прощения! Ныне Божество положило на Себя печать человечества, чтобы и человечество украсилось печатаю Божества.
Благословен Младенец, возвеселивший ныне Вифлеем! Благословенно Отроча, даровавшее ныне человечеству юность! Благословен Плод, склонившийся ныне к алчущим! Благословен Богатый, внезапно обогативший нашу нищету! Благодарение Источнику, Который излиялся для нашего очищения! Благодарение Милосердому, Который понес на Себе наше жестокосердие! Хвала Тому, Кто не имеет никакой нужды в наших похвалах, но жаждет их потому, что нас любит, — требует, чтобы мы Его славили, чтобы потом наградить нас! О Благий, не требующий от нас сверх наших сил! Ты — море славы, не имеющее нужды в нашем прославлении, — приими же по благости Твоей и сию каплю славословия, потому что Ты Своею благодатию побудил язык мой восхвалить Тебя.
Все члены мои, все чувства, — воздайте благодарение Тому, Кто пришел и оживотворил все тело! Вышний стал младенцем, но в Нем сокрывалось сокровище премудрости, достаточное для всех. Вышний питался млеком Марииным, а по Его благости питаются все твари. Немотствовал Он, как младенец, но всей твари изрекал заповеди Свои. Его сила обымала и державшую Его в Своих объятиях; а если бы Он отнял силу Свою, то рушилось бы все. Мария давала Ему млеко, которое Он Сам образовал, давала пищу, которую Сам Он сотворил. Как Бог подавал Он Марии млеко, и как человек питался Ее млеком. Ее руки носили Его потому, что Он сокрыл могущество Свое; Ее лоно держало Его потому, что Он умалил Себя. Исшел Он из утробы как младенец, питался млеком, возрастал среди детей Сын Господа всяческих. Видимо окружали Его на улицах дети, а невидимо со страхом предстояли Ему Ангелы. Среди детей Он улыбался как младенец, и в то же время устрашал Ангелов, как повелитель.
Иосиф лобзал Сына как младенца, и служил Ему как Богу. Радовался о Нем, как о всеблагом, и трепетал пред Ним, как о правосудном. Он говорил: «В боязни помышлял я отпустить от себя Матерь Твою, но не знал, что великое сокровище во чреве Ее соделает убожество мое вдруг богатым. Праотец мой царь Давид носил венец, а я стал древоделем; но теперь возвращается ко мне царский венец, потому что в объятиях своих ношу Господа всех царей».
В восторге воспела Сыну своему Мария сладкую песнь: «Какое изумление обымлет Меня — вот предо Мною Ветхий денми Младенец! Я — раба Божества Твоего и Матерь человечества Твоего, Господь и Сын Мой! Чрез Тебя, Сын Царев, Я, раба, стала царской дочерью. Как Я буду питать Тебя, Питающий всех с Своей трапезы? Как приступлю к пеленам Твоим, Облекающийся светом? Не знают уста Мои, как наименовать Тебя, Сын присноживущего! Дерзну ли наименовать Тебя Сыном Иосифа, но ужасаюсь, потому что Я родила Тебя безсеменно; но боюсь и отрицать его имя, потому что он обручен со Мною. И тысячи имен недостаточно для Тебя: Ты и Сын Божий, и Сын Человеческий, вместе и Сын Давидов, и Сын Мариин!»
Великое торжество было в Вифлееме при рождении Сына Божия; сошли и славословили там Ангелы, и глас их раздавался как гром. На хвалебные их песнопения собрались даже бессловесные и славили Сына. Благословен Младенец сей, обновляющий юность Адама и Евы! Пришли пастыри и принесли лучшие дары от стад своих: сладкое млеко, чистые мяса и благолепную хвалу; Иосифу — мяса, Марии — млеко, Сыну — славословие. И упитанного млеком агнца принесли они в дар пасхальному Агнцу, первородного — Первородному. Какое восхитительное зрелище — агнец приносится в дар Агнцу! Приступили к Нему для поклонения с жезлами своими пастыри и пророчески приветствовали Его: «Мир Тебе, Владыка пастырей! Да славословят Тебя все пастыри, потому что волков и агнцев Ты примиряешь и соединяешь во едино стадо — Ты, о Младенец, Который и древнее, и юнее Ноя, всех мирно упасшаго во время потопа в ковчег! Отец Твой, Давид, умерщвлял льва за агнца; Ты, Сын Давидов, умертвил того невидимого волка, который убил Адама, этого чистого агнца, пасшагося в раю».
Слышали жены, что Дева некогда зачнет во чреве и родит; и думаши знатные, что от них Ты явишься; думали прекрасные, что от них Ты возсияешь. Благословенно величие Твое, приклонившееся к убогим и от убогих возсиявшее! Просили себе чад с горькими слезами Анна, с обетами и мольбами — Сарра и Ревекка, с усердною молитвой — Елисавета, и лишь после долгих скорбей были утешены. Блаженна Мария, — она без обетов и молений в девстве своем зачала и родила Господа всех, которые рождались и будут рождаться от жен. Какая мать могла говорить своему Сыну то же, что Мария? Какая мать дерзала Сына своего именовать Сыном Творца, Сыном Всевышняго? Какая мать дерзала говорить сыну молитвенно: «Ты как Бог упование Матери Своей; как Человек — возлюбленный Ее и Сын; со страхом и любовью должна предстоять Тебе Матерь Твоя».
Никто не знает, как наименовать Матерь Твою, Господи наш! Наименует ли кто Девою? Но пред очами — Рожденный Ею. Наименует ли имевшей мужа? Но Она не познала его. Если же и Матерь Твоя непостижима, кто в состоянии постигнуть Тебя Самого? Как снисходителен Ты и как непреклонен Ты, Младенец! Грозен Твой суд, нежна Твоя любовь: кто противостанет Тебе? Отец Твой на Небесах, Матерь Твоя на земле; кто возвестит нам о Тебе? Приходим созерцать Тебя, как Бога, и вот — Ты человек; приходим видеть Тебя, как человека, и вот сияет свет Твоего Божества. Кто бы поверил, что Ты — наследник престола Давидова? От ложей его в наследство Тебе достались ясли, от чертогов его сохранился Тебе вертеп, от колесниц его остался Тебе только бедный осел… Как детски приветлив Ты, Младенец! Всякому даешь Себя в объятия; кто не подходит к Тебе — улыбаешься ему; кто не посмотрит на Тебя — обращаешь к нему взор: любовь Твоя алчет людей! Не отличаешь Ты чужих от родителей Твоих: детская ли она приветливость причиной сему, или любовь Твоя, Любвеобильный? Что побуждает Тебя спешить ко всякому, и бедному, и богатому, хотя бы и не звали Тебя? Откуда в Тебе такое алкание людей? Как пламенна любовь Твоя! Если кто ропщет на Тебя, Ты не гневаешься; если кто издевается над Тобою, Ты не оскорбляешься. Кроток был Моисей, однако же строга была ревность его — он наказывал смертию; Елиссей толпу отроков отдал на растерзание медведицам. Кто же Ты, Младенец? Любовь Твоя больше любви пророческой!
Покойся в тишине на лоне Матери Твоей, о Сын Превознесенного! Кому подобен Ты, радостный, достолюбезный? Матерь Твоя — Дева целомудренная, Отец Твой незрим даже и для Серафимов, кому подобен Ты? Поведай нам сие, о Сын Милосердого!
Приходит ли кто, обремененный заботами? Увидит он Тебя, и бегут все тревоги от него. Подавлен ли кто горестию? При Тебе забывает он горесть свою. При Тебе голодный забывает о пище и путник о пути. Отец Твой Давид воспел прежде пришествия Твоего песнь, что будет Тебе принесено аравийское злато, и вот это исполняется еще во дни младенчества Твоего.
«Носил Меня Младенец, Которого носила Я, — говорила Мария, — преклонил Он Свои крила и Меня подъял на крылах Своих… У кого есть сын? Пусть приходит он и будет братом Моему Возлюбленному. У кого есть дочь? Пусть приходит она и будет невестой Моему Бесценному! Желайте, непорочные души, чтобы Возлюбленный Мой обитал в вас; желайте и вы, осквернившиеся, чтобы Он освятил вас! Приходите, слепые, и приимите свет очей! Приходите, хромые, приимите крепость ног! Приходите, косноязычные и немые, приимите дар слова! Приходите, не владеющие руками, приимите силу в руках! У Создателева Сына сокровищница полна всяких врачеваний. Стекайтесь, прокаженные, принимайте очищение без труда: Он очищает не как Елиссей, повелевший семь раз омыться в реке. Он не утомляет омовениями, как ветхозаветные иереи. И вы, странники и чуждые, спешите к великому Врачу! Никого не чуждается Сын Царев — Господь всяческих!»

Просмотры (32)

Комментарии закрыты.