День памяти преподобного Амвросия Оптинского – 23 октября

День памяти преподобного Амвросия Оптинского – 23 октября

«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»
преподобный Амвросий Оптинский

23 октября, четверг. Прп. Амвросия Оптинского (1891) ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ, СТАРЦА ОПТИНСКОГОВо Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — самого известного и прославленного из всех Оптинских старцев. У его мощей происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней. Он не был ни епископом, ни архимандритом, ни даже игуменом. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах?
Духовный наставник всей православной России, иеромонах Амвросий Оптинский. Каким был его жизненный путь?
Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился в 1812 году, в селе Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное училище, он прошел курс в Духовной семинарии. Однако, не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, затем — преподавателем Липецкого Духовного Училища.
В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Изнемогая от своей нерешимости, Александр отправился за советом к проживавшему в той местности известному старцу-подвижнику Илариону. «Иди в Оптину — и будешь опытен», — сказал тот. Гренков послушался.
Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь — монастырь в Калужской губернии. Приняв постриг, Александр был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского. Затем был рукоположен в иеродиакона, позднее- в иеромонаха. Всего около 34 лет было иеромонаху Амвросию, когда он получил послушание помогать старцу Макарию в духовничестве. Это значит, что, несмотря на столь молодые годы, в обители его прочили в старцы.
Промыслу Божьему было угодно подвергнуть молодого иеромонаха жестокому и продолжительному недугу- вскоре после рукоположения Амвросий тяжело заболел. Болезнь навсегда подорвала его здоровье и почти приковала к постели. «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться», — так говорил о своей хвори Амвросий, считая, что болезнь имела для него провиденциальное значение. Она, по его мнению, умерила его живой характер, предохранила от тщеславия, заставила глубже войти в себя и лучше понять человеческую природу.
Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, Амвросий обучался у него искусству из искусств — умной молитве. После того, как старец преставился в 1860 году, отец Амвросий был поставлен на его место.
У себя в келье отец Амвросий принимал толпы людей. Народ стекался к нему со всех концов страны. Рассудительность и прозорливость совмещались в нем с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он мог облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Отец Амвросий умел давать наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Наставляя людей на путь истинный, и исцеляя больных, более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. Он не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин.
1891год был последним в земной жизни Амвросия. Его тело было предано земле рядом с его учителем- старцем Макарием. На мраморном надгробии Амвросия выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу». Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига преподобного Амвросия, который Поместным Собором Русской Православной Церкви, первым из Оптинских старцев был причислен к лику святых.

Вспомним самые мудрые наставления Преподобного:

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.

Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Страх Божий есть начало очищения совести.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».

Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.

По материалам Православие.ru

Просмотры (30)

Комментарии закрыты.