28 июля. Воскресенье. День памяти равноапостольного князя Владимира. Собор киевских святых

28 июля. Воскресенье. День памяти равноапостольного князя Владимира. Собор киевских святых

Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.
Святитель Николай (Велимирович)

28 июля. Воскресенье. День памяти равноапостольного князя Владимира. Собор киевских святых Равноапостольные князь Владимир и княгиня ОльгаВ далеком 988 году произошло очень важное событие для нашей страны — она стала христианской. Крещение древней Руси произошло благодаря воле князя Владимира и именно из-за этого историки называют Владимира Великим, церковь чтит его святым равноапостольным, а народ дал ему имя князь Владимир Красное Солнышко.
Святой равноапостольный Великий князь Владимир Красное Солнышко (годы жизни 960—1015) был сыном Киевского князя Святослава. Его бабушкой была святая равноапостольная Великая княгиня Ольга.
На закате жизни князь — отец разделил Русскую землю следующим образом: его старший сын Ярополк стал править Киевом, средний сын Олег получил землю Древлянскую (современные Житомирская и запад Киевской областей), а младшему сыну, которого звали Владимиром, достался в наследство Новгород, но после смерти отца, князя Святослава, братья начали враждовать между собой. А результатом этой вражды стало то, что Владимир оказался единодержавным князем страны.
Князь Владимир был достаточно просвещенным человеком для того времени. Невзирая на то, что он был поклонником язычества, князь приглашал к себе проповедников разных религий для того, чтобы ближе узнать их веру.
Однажды у князя Владимира была интересная беседа с одним православным проповедником из Греции, который после разговора показал ему картину Страшного суда. Вскоре князь отправил несколько человек в те места, откуда прибыл этот проповедник, чтобы они подтвердили его слова. Когда русские послы приехали в Константинополь, то они были поражены красотой Софийского храма, пением хора, а великолепие патриаршей службы затронуло их сердца. Возвратившись домой, они удивили князя Владимира:
«Мы не понимали где мы стояли – на земле или на небе»
Кроме этого бояре говорили ему:
«Если бы греческая вера не была бы лучшей, то вряд ли бы ее приняла твоя мудрая бабушка, княгиня Ольга».
Князь Владимир принял решение креститься, но он не хотел, чтобы Русь оказалась в подчинении у Греции. Вскоре, после того, как его послы возвратились домой, князь начал войну с греками и взял город Херсонес. Из этого побежденного города, он отправил своих послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с просьбой руки их сестры, царевны Анны. В ответе было сказано, что их сестра может выйти замуж только за христианина, князь Владимир решает принять христианскую веру, но происходит страшное событие — князя постигло бедствие. Он потерял зрение.
Царевна Анна, приехав к Владимиру, сразу же предложила князю покреститься, надеясь, что Господь поможет ему исцелиться. И вот, во время крещения — Владимир снова обретает зрение. Такая радость нахлынула на него от всего произошедшего, сам на себе испытав чудо Божие, наконец он по-настоящему поверил во Христа:
«Теперь я узрел Бога Истинного!»
Приняли Крещение и многие дружинники князя, они тоже были сильно удивлены произошедшим чудом. Князь Владимир в святом Крещении получил имя Василий, в память святого Василия Великого. Там же в Херсонесе он был повенчан с царевной Анной. Построив в захваченном городе храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, Владимир, в виде свадебного подарка новым родственникам, отдал захваченный Херсонес Византии.
Обратно в Киев князь Владимир возвратился со своей супругой княгиней Анной, константинопольскими и херсонескими священнослужителями. С собой Владимир привез святые мощи Климента, епископа Римского и его ученика Фивы, а так же иконы, богослужебные книги, церковную утварь. После возвращения домой князь Владимир покрестил двенадцать своих сыновей, приняли Крещение и многие бояре. После этого князь начал искоренять язычество на Руси и уничтожать языческих идолов. Священники и крещеные бояре проповедовали горожанам Евангелие, буквально ходили по домам и разъясняли людям тщетность идолопоклонства. Также князь Владимир приказал строить христианские храмы там, где до этого стояли фигуры идолов. Не все было быстро и гладко, но Русь постепенно переходила к новой вере.
Вся история Русской Церкви неразрывно связана с именем святого равноапостольного князя Владимира.
Святитель Иларион говорил про Владимира:
«Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали».
Святой подвиг князя продолжали совершать и его потомки, которые управляли Русью в течение почти шестисот лет, от царя Ярослава Мудрого, который начал движение за независимость Русской Церкви — до царя Феодора Иоанновича (последнего из Рюриковичей). Во время его правления в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
В 1240 году при помощи и заступничестве святого Владимира, князь Александр Невский разгромил захватчиков — шведских крестоносцев. И в благодарность этому событию святым Александром Невским было установлено государственное празднование святому равноапостольному князю Владимиру.
Хотя еще в начале века Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», произнесенном в день памяти святого князя Владимира, называл его похожим («подобником») на святого Константина и сравнивал его действия с благовестием святых апостолов.

РАВНОАПОСТОЛЬНОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
Тропарь, глас 4
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, / славнодержавный Владимире, / на высоте стола седя матере градов, / богоспасаемаго Киева: / испытуя же и посылая к Царскому граду / уведети православную веру, / обрел еси безценный бисер – Христа, / избравшаго тя, яко втораго Павла, / и оттрясшаго слепоту во святей купели, / душевную вкупе и телесную. / Темже празднуем твое успение, / людие твои суще, / моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Иной тропарь, глас 1
Яко начальнику Крещения / и кореню веры Божественныя, / идолов разрушителю, / блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти: / слава вразумльшему тя Христу Богу, / слава освятившему тя Крещением Своим, / слава просветившему тобою всю страну Русскую.

Иной тропарь, глас 8
Правоверия наставниче / и всея Руси просветителю, / благочестивый великий княже Владимире, / святым Крещением всех просветил еси / и церкви многи славны украсил еси, / о премудре Василие, / Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Подобствовав великому апостолу Павлу в сединах, всеславне Владимире, / вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания оставль, / яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, / и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, / моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Иной кондак, глас 8
Изрядному воеводе и правоверному, / благодарственная восписует ти вся Русь, Василие, имущи тя начальника и заступника, / яко избавил еси нас от всякия скверны и лести, темже ти вопием: / радуйся, великий княже Владимире преблаженне.

Иной кондак, глас 4
Отеческу прелесть, идолы, яко суетни, отверг, / Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодателя, познал еси. / Темже и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси, / преславне Владимире. / Сего ради почитаем тя, / яко Троице служителя, / Христа моли даровати нам велию милость.

Величание
Величаем тя, / святый равноапостольный княже Владимире, / и чтим святую память твою, / идолы поправшаго / и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.

Просмотры (77)

Комментарии закрыты.