ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ (1433-1508)

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ
(1433-1508)

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ (1433-1508)Преподобный Нил в ясных и простых словах систематизировал учение о внутреннем делании. Невольно напрашивается сравнение его со святителем Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым. И действительно, преподобный Нил Сорский, преподобный Паисий Величковский, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник, а также и преподобные оптинские старцы являются звеньями одной и той же цепи учителей-писателей, излагавших учение о внутреннем делании в применении к понятиям и быту своих современников.

Послание брату о пользе

И во время наших бесед лицом к лицу, и в своих посланиях ты, святыня твоя честнейший отче, обращался ко мне и просил от моей худости написать тебе слово полезное, служащее для благоугождения Божия и для пользы души. А я – человек грешный и неразумный, всеми страстями побеждаемый – и боюсь взяться за это дело. Поэтому я отказывался и откладывал его. Но ради духовной твоей любви дерзаю, выше меры моей, написать тебе подобающее, чтобы и ты смог убедиться в моем недостоинстве.

Как сопротивляться блудным помыслам

Не ты один пребываешь в этой духовной борьбе, но и все подвизающиеся с помощью Божией; ибо велика эта борьба, как свидетельствуют отцы. Она требует двойного подвига – души и тела, чтобы преодолеть это естество. Для этого нужно прикладывать больше усилий, трезвенно и неусыпно охранять свое сердце от помыслов и, имея страх Божий пред очами, не забывать данных нами обетов – пребывать в целомудрии и чистоте.
Целомудрие же и чистота должны проявляться не во внешнем только житии, но и в сокровенном сердце человека, когда он хранит себя от скверных помыслов. Поэтому нужно всячески тщательно отсекать эти помыслы, побеждать их непрестанной молитвой Богу, как поступали святые отцы, различными способами, но едино по существу.
Один из отцов много лет молился так: Изгоняющии мы ныне обыдоша мя; Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс. 16: 9 и Пс. 31: 7). Иной же из отцов говорит Боже, в помощь мою вонми, и так деле (Пс. 70: 12 и след.). Иной же отец: Суди, Господи, обидящия мя и возбрани борющия мя, и прочее из псалма (Пс. 34). Призывай же на помощь святых, подвизавшихся в целомудрии и в чистоте, о которых свидетельствуют Писания. Когда же надлежит тебе вступить в особенно сильную духовную брань, тотчас встань, возведи очи и руки к небу, молись так: Ты силен еси, Господи, и Твой есть подвиг: Ты ратуй и победи в том, Господи, о нас (см., например, Пс. 117: 15-16), — и воззови ко Всесильному в немощах смиренными словами: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс. 6: 3).
Таково предание святых. И если преодолеешь эти борения, то познаешь искусом, что, по благодати Божией, побеждаются эти помыслы всегда именем Иисусовым и нет более верного средства для победы.
Сохраняй же себя от видения лиц и от слышания бесед, которые порождают страсти и восстанавливают против нас нечистые помыслы. Да сохранит тебя Господь. Это касается борьбы с блудными помыслами.

Как сопротивляться хульным помыслам

Этот помысел – безстыдный и злой. Сильно докучает он и крепким, и нетвердым в вере; и не только ныне, но и издревле так было – являлся он великим отцам и святым мученикам, причем и в то самое время, когда хотели мучители пытать их и предать их смерти горькой, во имя исповедания веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нужно одерживать победу над этим помыслом, считая источником его не душу свою, но нечистого беса полагая виновником этого помысла. Молись против хульного этого духа так:
Отыди от мене сатана; Господу Богу моему поклоняюся, и Тому единому послужу; тебе же – хула твоя, на верх твой возвратится тебе; напишет и сию Господь; отступи убо от мене. Бог, создавый мя по образу Своему и по подобию, да упразднит тя.
Если и после этого докучает этот помысел безстыдно, перенеси мысли свои на что-либо иное, Божественное или человеческое, в пределах подобающего.
Сохраняй же себя от гордыни и стремись идти путем смирения; ибо говорили отцы, что от гордыни рождаются хульные помыслы (Лествица 23: 34); бывают же они и от зависти бесовской. И как олень истребляет ядовитых змей (Лествица 26: 199; 30: 14), так, независимо от причины порождения помыслов, смирение оказывается губительным для этой страсти, и не только для нее, но и для прочих страстей. Так писали святые отцы.

Как не сойти с истинного пути

Ты спрашиваешь также, как не сойти с истинного пути. Дам тебе следующий благой совет. Положи себе, как заповедь, законы Божественных писаний, писаний истинных, Божественных, и исполняй их.
Ибо различных писаний много, но не все их них Божественны, от Бога исходят происхождением. Ты же, испытав их надежность и истинность, держись их и бесед разумных и духовных мужей, ибо не все, но лишь разумные понимают истинность писаний, и без свидетельства писаний не совершай ничего.
Как и я свидетельствую тебе о себе, ибо любовь твоя по Богу делает меня настолько безумным, что я говорю о себе; но как сказано: таинства моя любящим мя открываю, потому я свидетельствую тебе об этом и говорю. Я же ничего не творю без Божественных писаний, но, следуя святым писаниям, творю посильное.
Если же предстоит мне что-либо, исследую прежде Божественные писания, и если не нахожу там подтверждения своим мыслям к начинанию дела, то откладываю его, пока не найду. Когда же найду, то действую с благим дерзновением, по благодати Божией. Своим же разумом ничего не смею совершать, ибо невежда я и поселянин.
Так и ты, если желаешь, совершай все согласно святым писаниям и с разумением старайся исполнять заповеди Божии и предания святых отцов.
И если житейские волнения мешают стремлению сердца твоего, не страшись, ибо ты имеешь утверждение на несокрушимом камне заповедей Господних и ограду в преданиях святых отцов. И во всем будь ревнитель того, что ты видел и слышал в писаниях святых, о которых имеется свидетельство их благочестивого жития и мудрости и которые право шествовали по пути спасения. И, написав это в сердце своем, следуй неуклонно по пути Божиему и по благодати Божией не заблудишься (и не уклонишься) от истины. Ибо написано, что не может мудрый и благочестиво живущий погибнуть (ср.: Сир. 39: 7-12). Но те, которые растленным умом пытаются творить слово Божие, погрешают и уклонились от правого пути.
Иди же вперед и, положив руку на плуг Господень, не оборачивайся назад и так достигнешь Царствия Божия. И старайся, приняв в сердце семя слова Божия, не превратить сердце свое ни в обочину дороги, ни в каменно, ни в терние, но сделать его доброй землей, принося многократный плод в святости души своей (ср.: Мф. 3: 13-23).
Да возрадуюсь я, благодаря Бога, когда увижу, что ты воспринял слово Божие с разумением и явил добродетели, достойные похвалы, что ты, услышав слово Божие, сохранил его в сердце своем. Прошу тебя, Господа ради, молиться за меня, грешного, говорящего тебе слова благие, но отнюдь не исполняющего их.
Бог же, творящий дела преславные и подающий всякое даяние благое благочестиво исполняющим волю Его, да подаст тебе разум и утверждение творить волю Его святую, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, ибо благословен Он во веки веков. Аминь.

Школа православия для новоначальных. Святитель Василий Великий (330-379)Источник: Проснись душа… Избранные советы и наставления святых отцов. — М.: «Ковчег», 2014.

Просмотры (21)

Комментарии закрыты.