ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 24 НОЯБРЯ 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 23-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВОСКРЕСЕНЬЕ

Природа человеческая шла из Иерусалима, т.е. из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает видение мира. Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жара, т.е. в жизнь, полную страстей. Смотри: не сказал Он сошел, но шел. Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному, не однажды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью. И попался разбойникам, т.е. попался бесам. Кто не сойдет с высоты ума, тот не попадется бесам. Они, разоблачив человека и сняв с него одежды добродетели, нанесли ему греховные раны. Ибо они сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом и наносят раны грехами. Природу человеческую они оставили едва живым или потому, что душа бессмертна, а тело смертно, и таким образом подчинена смерти половина человека, — или потому, что природа человеческая не совсем была отвержена, а надеялась получить спасение во Христе, и таким образом была не совершенно мертвой. Но как чрез преступление Адама смерть вошла в мир, так чрез оправдание во Христе смерть имела быть упраздненной (см.: Рим. 5, 16–17). Под священником и левитом разумей, пожалуй, Закон и Пророков. Ибо они желали оправдать человека, но не могли. Закон пришел и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил. Это и означает прошел мимо.
Смотри: слово по случаю имеет некоторый смысл. Ибо Закон, действительно, дан не по особой какой-то причине, но по причине слабости человеческой (см.: Гал. 3, 19), не могшей сначала принять Христова таинства. Но Господь и Бог наш, ставший за нас клятвою (см.: Гал. 3, 13) и названный самарянином (см.: Ин. 8, 48), пришел к нам, совершая путь, т.е. предлогом к пути и целью поставив то самое, чтобы исцелить нас, а не проходом только, и посетил нас не случайно (между прочим), но жил с нами и беседовал не призрачно. Тотчас перевязал раны, не попустив болезни усилиться, но связав ее. Возлил масло и вино: масло есть слово учения, предуготовляющее к добродетели обещанием благ, а вино — слово учения, приводящее к добродетели страхом. Можешь разуметь и иначе. Масло означает жизнь по человечеству, а вино — по Божеству. Ибо Господь иное совершал как Человек, а иное как Бог. Например, есть, пить, проводить жизнь не без приятностей и не обнаруживать суровости во всем, как Иоанн, — это масло; а чудный пост, хождение по морю и прочие проявления Божеской силы — это вино. Вину можно уподобить Божество в том отношении, что Божества в Самом Себе (без соединения) никто не мог бы стерпеть, если б не было и масла сего, т.е. жизни по Человечеству. Поскольку же Господь спас нас чрез то и другое, т.е. Божество и человечество, то поэтому и говорится, что Он возлил масло и вино. И ежедневно те, кои бывают крещаемы, исцеляются от ран душевных, будучи помазуемы миром, тотчас же приобщаясь к Церкви и причащаясь Божественной Крови. Господь посадил нашу израненную природу на Своего подъяремника, т.е. на Свое Тело. Ибо, сделал нас Своими членами и причастниками Своего Тела: нас, долу находящихся, возвел на такое достоинство, что мы одно с Ним Тело! Гостиница есть Церковь, всех принимающая. Закон не всех принимал. Ибо сказано:Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне (см.: Втор. 23, 3). Но во всяком народе боящийся Его… приятен Ему (см.: Деян. 10,35), если желает уверовать и сделаться членом Церкви. Ибо она всех принимает: и грешников, и мытарей. Примечай точность, с какой сказано, что привез его в гостиницу и возымел о нем попечение. Прежде чем привез в нее, он только перевязал раны. Что это значит? То, что, когда составилась Церковь и открылась гостиница, т.е. когда вера возросла почти у всех народов, тогда открылись и дары Святого Духа, и благодать Божия распространилась. Это узнаешь из Деяний Апостольских. Образ гостинника носит в себе всякий апостол, и учитель, и пастырь. Им Господь дал два динария, т.е. два Завета: Ветхий и Новый. Сказал: если что из своего издержишь, я отдам тебе. Апостолы, действительно, издерживали и свое, много трудившись и повсюду рассеивая учение. Да и учители последующих времен, изъясняя Ветхий и Новый завет, много издержали своего. За это они получат награду, когда Господь возвратится, т.е. во Второе Его Пришествие. Тогда каждый из них скажет Ему: Господи! Ты дал мне два динария, вот я приобрел другие два. И Он так скажет таковому: хорошо, добрый раб!

Седмица 30-я по ПятидесятницеБлж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

 

Просмотры (9)

Комментарии закрыты.