Слово на Евангелие от Матфея. О чем должно молить Бога

Слово на Евангелие от Матфея. О чем должно молить Бога

Святитель Илия Минятий

Слово на Евангелие от Матфея. О чем должно молить Бога«И рече Иисус сотнику: иди, и якоже веровал еси, буди тебе. И изцеле отрок его в той час»(Мф.8:13)

Какой-то сотник, рожденный в язычестве и воспитанный в заблуждении, без всякого света богопознания, решительно без знания о Божестве Христа, просит от Христа особенной милости и тотчас получает ее. Один дорогой для него раб был разбит параличом, ужасно страдал и был в опасности с часу на час умереть; и тот сотник, как только Иисус вошел в Капернаум, подходит к Нему, молит Его поистине с глубоким смиренномудрием и горячей верой. Господь мой, говорит он, я недостоин того, чтобы Ты вошел в бедный мой дом, но Ты только словом повели, и, я верю, мой раб тотчас выздоровеет, — «Господи, несмь достоин, да под кров мой внидеши; но токмо рцы слово, и изцелеет отрок мой» (Мф.8:8). Иди, ответил ему Иисус, и по вере твоей пусть исполнится твое желание — «иди, и якоже веровал еси, буди тебе» (Мф.8:13). И что же случилось? Тот больной раб тотчас выздоровел — «и изцеле отрок его в той час» (Там же). Итак, слушатели мои, какой-то сотник, повторяю, человек совершенно чуждый, обращается к Христу с молитвой и тотчас достигает желаемого; а мы, христиане, не «странни и пришелцы», как говорит Павел, но «сожителе святым и приснии Богу» (Еф.2:19), братья Христа, рожденные и воспитанные в Его Церкви, просвещенные Его верой, мы молим Его о той или другой милости и или получаем ее поздно, с большим трудом, или вовсе не получаем. Что же это значит?

Он наш Отец — и не внимает нам? Он сказал, чтобы мы просили, — и не подает нам? Обещал нам — и не исполняет? О, это должно быть, наша вина! Мы не знаем, чего просим, и поэтому не получаем. Это непременно так. И вот сегодня приходит великий Иоанн Златоуст научить нас, чего мы должны просить у Бога, если хотим быть услышанными.
Нет никакого сомнения, что высочайший Промысел Божий всегда бодрствует неусыпным оком над людскими нуждами. Он, говорят богословы, хоть и есть одно из самых простых действий Божиих, как и прочие, однако по своим действиям, которые он производит на нас, есть как бы соединение трех божеских свойств: премудрости, силы и благости Божией. Он есть премудрость, потому что ясно знает, какие нужды у каждого. Есть сила, потому что может совершеннейшим образом помочь этой нужде. Есть благость, потому что поистине хочет помочь. Поэтому Бог действует, как провидящий, как податель всего и всемудрый, Который именно знает, что нужно Его тварям. «Весть бо Отец ваш, ихже требуете» (Мф.6:8). Как всемогущий, Который может совершить все, в чем есть нужда, ибо «велий Господь наш, и велия крепость Его» (Пс.146:5). И как всеблагий, Который хочет и стремится подать помощь по нужде, ибо «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.102:8).
От всемудрого, всемогущего и всеблагого Бога чего мы должны просить, чтобы получить это? Божественный Златоуст отвечает нам: «Что и нам, просящим, полезно, и для Подающего Бога приличествует». Поэтому святой Дамаскин и говорит: «Молитва есть испрошение у Бога того, чего просить подобает». Но мы, во-первых, не знаем, какие вещи полезны нам; это говорит и Павел: «О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы» (Рим.8:26). Это он говорит, по объяснению того же Златоуста, «научая нас не считать вообще полезным то, что таким кажется людям по их рассуждению». Поэтому в первенствующей Церкви Бог посылал одному из христиан особенный дар молитвы, о котором пишет тот же Павел: «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Там же). Это объясняет сам златословесный учитель именно так же, как я сказал: «Так как мы, не зная очень многого, для нас полезного, просим неполезного, то снисходила благодать молитвы на одного из тогдашних христиан, и он за всех молился о полезном вообще для всей Церкви; и теперь образом его служит дьякон, возносящий молитвы о народе».
Мы много предметов считаем полезными, а они на самом деле вредны; и когда мы просим их у Бога, Он совершенно не слушает нас, а если и услышит нас, мы гораздо больше терпим вреда, чем получаем пользы; мы поэтому похожи на тех больных, у которых извращен вкус и которые хотят блюд, приятных только на вкус, но для здоровья вредных и смертоносных.
Мы не знаем, действительно ли полезно нам то, чего мы просим от Бога; действительно ли полезно все то, что так кажется человеческому мышлению. «О чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы».
Древние рассказывали одну притчу. Какой-то царь, в высшей степени сребролюбивый, умолял Бога оказать ему милость, чтобы все предметы, каких он коснется, тотчас превращались в золото. Бог сказал ему в ответ, что то, чего он просит, вредно, и если получит, то раскается. Но тот продолжал умолять еще пламеннее. Наконец он получил эту милость. И что же с ним случилось? Все, к чему бы он ни прикоснулся, тот же час превращалось в золото: прикасался ли к камню, к дереву, они превращались в его руках в золото. Вначале этот жадный царь радовался такому чудесному превращению; но когда он прикасался к одежде, чтобы надеть на себя, и она на нем превращалась в золото, когда прикасался к пище, к питью, и все это превращалось в золото во рту его, тогда он понял, как вредно было то, чего он просил. Короче говоря, не будучи в состоянии ни есть, ни пить, изнуряемый постепенно, он плохо окончил свою жизнь. Он сам думал, что с испрошенной милостью будет самым счастливым, и оказался самым несчастным человеком в мире. Множество золота сделало его жалким: желая много есть, он умер от голода. Да, когда он просил этой милости, не знал, чего просил; стало быть, он не знал своей пользы.

Просмотры (55)

Комментарии закрыты.