Равноапостольная княгиня Ольга

Равноапостольная княгиня Ольга

24 июля (11 июля по церковному календарю)

Равноапостольная княгиня ОльгаВ 862 году новгородские славяне призвали на княжение Рюрика. Двое из его сподвижников, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья на юге страны. На берегу Днепра они увидели Киев и завладели им. Отсюда в 866 году они сделали набег на Царьград (Константинополь). Император Михаил III и патриах Фотий обратились с мо литвой к Богу, и после совершения всенощного богослужения во Влахернском храме вышли с крестным ходом на берег Босфора. Во время крестного хода они погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, до этого спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло. Те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия.
Вскоре в Киев явился епископ из Греции и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. Руссы, услышав от него, что три отрока не сгорели в вавилонской печи (Дан. 3 гл.), остановили проповедника и сказали: «Если мы не увидим чего-нибудь подобного, то не поверим тебе». Епископ, помолившись Богу, решился положить святое Евангелие в огонь. Среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, многие решили креститься. На могиле одного из этих христиан впоследствии была воздвигнута церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
После Рюрика Русью правил его родственник Олег. Он захватил Киев и совершил весьма успешный поход на Царьград (906 г.), после которого был заключен выгодный для Руси торговый договор с греками. Сын Рюрика, Игорь, после новой войны в 945 г. снова заключил с Царьградом торговый договор. Рассказывая об этом договоре, летописец упоминает, что княжеская дружина в Киеве клялась в его соблюдении: язычники — перед идолом Перуна, а христиане — в соборном храме святого Илии. Таким образом, при Игоре в Киеве и даже в составе княжеской дружины были христиане. Супруга Игоря, княгиня Ольга, отличалась красотой, светлым умом и целомудрием. Овдовев, она, за малолетством своего сына Святослава, правила Русской землей. Согласно летописи, она была страшна и грозна врагам родной земли. Народ же любил ее и почитал, как мать, за ее милосердие, мудрость и справедливость. Никого она не обижала, судила праведно; наказания налагала с милосердием, любила нищих, престарелых и убогих. Она терпеливо выслушивала каждого, кто обращался к ней с просьбой, и все справедливые прошения охотно исполняла.
Когда же Святослав возмужал, княгиня Ольга смогла больше заниматься благотворительностью. Расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, она познала достоинства святой веры над язычеством и решила принять крещение (в 957 г.). Древнее сказание говорит, что она для этого поехала в Константинополь, и что святое таинство совершал над ней патриарх Полиевкт. Император же Константин Багрянородный был ее воспреемником. В крещении святая Ольга была наименована Еленой. Став христианкой, она убеждала и своего сына принять христианство, но воинственный Святослав не последовал ее убеждениям. «Надо мной будет смеяться дружина», — говорит он. Впрочем, он не запрещал своим подданным креститься.
Возвратившись на родину, святая Ольга вся предалась подвигам христианского благочестия и делу распространения веры Христовой среди своих подданных. Ей приписывают построение деревянной церкви святой Софии в Киеве.
По сказанию древнего писателя, святая Ольга «разумевши Бога истинного, Творца небу и земли, и принявши крещение, требища бесовские (капища идолов) сокруши и нача жити о Христе Иисусе, возлюбивши Бога всем сердцем, всей душею и пойде вслед Господа Бога, всеми добрыми делы осветившися, нагия одевающи, жаждныя напояющи и странныя (странников) упокоявающи, нищие и вдовицы и сироты, вся милующи и потребу (все нужное) дающи всяку, с тихостью и любовью сердца».
Скончалась святая Ольга в 969 году. Мощи ее были обретены нетленными при князе Владимире, который и положил их в Десятинном храме. Это был первый случай открытия мощей на Руси. Впоследствии (до нашествия монголов) Бог чудесами прославил мощи княгини Ольги, и она была причислена к лику святых.

Тропарь равноапостольной Ольги
глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Источник: Избранные жития святых. Архиепископ Пермский и Соликамский, Афанасий.

Просмотры (80)

Комментарии закрыты.