Причастникам в Великий Четверток

Доставляя Господу покой и утешение, станьте бдительными стражами над собой и делами своими, и в течение всего времени, от одного причастия до другого, никак не допускайте того, что может оскорбить Господа и лишить вас Его благодатного присутствия, чтобы всякое новое причащение более и более соединяло Господа с вами и вас с Ним.Тайная вечеря1
Хотите ли, я предложу вам самое простое и действенное средство, чтобы успеть в этом? Не забывайте никогда, что Господь в вас. Как хозяин дома при виде у себя высокого гостя никак не допускает что-либо неприятное ему, так и совесть наша, пока будет помнить, что носит в себе Господа, никак не допустит что-либо такое, что может оскорбить Его. Как никто из нас не решился бы на такие действия, какие позволили себе мучители Господа во время Его страданий, так и ныне, пока пребудет в нас ясной и крепкой память о пребывании Господа в нас, быть не может, чтобы мы ослабили бдительность над собой и допустили что-либо, могущее возмутить покой Его. Так, если придут недобрые мысли, вспомните, что Господь в вас, и отстаньте от этих мыслей, ибо попущение их походило бы на глумление слуг, издевавшихся над Господом. Придет ли такое желание, исполнение которого противно заповедям Спасителя, припомните, что Господь в вас, и не допустите совершиться желанию вашему, ибо это значило бы то же, что преклонять колени и говорить: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27; 29). Вскипит ли страсть, вспомните, что Господь в вас, и найдете силу погасить эту страсть, ибо иначе будете походить на тех, которые кричали: распни Его! (Лк. 23; 21). Так и во всем. И выйдет, что память о том, что Господь в вас, заставит нас заботливо отстранять все, могущее оскорбить Его и упрочить пребывание Его в нас. Для того же, чтобы память эта не отходила от нас, бывайте как можно чаще в храмах Божиих, особенно на литургиях, и здесь со всей силой воспроизводите в себе те спасительные расположения, которыми исполнялись души ваши во дни эти, и особенно ту великую милость, какой сподобились вы ныне. Вспоминая на литургии о Святом Причащении, невольно вспомните и о том блаженном состоянии, в каком находились вы и находитесь теперь, и восприимите желание держать себя в нем всегда, чтобы всегда иметь в себе и Господа.
Я уже не указываю вам на то, что когда Господь в нас, то все в нас: и свет ведения, — чистый и не возмутимый ни сомнением, ни ложью; и крепость доброделания, — не сокрушимая ни внутренними, ни внешними препонами; и мир Божий ублажающий, — при котором не перестают блаженствовать даже среди мучений. В настоящие минуты кто из вас не ощущает благ своих в большей или меньшей мере? Позвольте же самым этим благим состоянием вашим умолять вас — попещись о сохранении его! Сличите то, что вы теперь, с тем, чем бываете, когда предаетесь суете и страстям, и изберите лучшее. Кто теперь выше вас? Не унижайте же себя. Кто блаженнее вас? Не ввергайте же себя в обременительную горечь жизни не по духу Христову.
К Святому Причащению приступают у нас большей частью однажды в год. Так нельзя ли, по крайней мере, если уж не хотим часто причащаться, продлить силу этого единого причащения как можно дольше?.. Но что я говорю: нельзя ли? Необходимо так сделать. Как хотите, но устройтесь так, чтобы вы всегда были таковы, как будто только что причастились. Ибо это только и будет значить, что вы в Господе и Господь в вас, или что вы живете христианской жизнью. А как только потеряете силу причащения, потеряете Господа, перестанете и жить по-христиански. Ах, как близко к нам счастье наше, и как редко мы умеем обладать им! Господи, помоги нам!
Помолимся Господу, пречистой Владычице Богородице и всем святым, чтобы умудрили нас все так устроить, да Посетивший ныне пребудет в нас всегда, и пребывая, отривает (отвергает) всякий грех, всякую страсть и всякое душетленное дело, слово и помышление, и соделает нас достойными быть всегдашним домом Его, во славу пресвятого имени Его. Аминь.

(Составлено из слов преосвященного епископа Феофана)

По материалам «Троицких листков» (духовно-нравственное чтение для народа. Благословение Обители Преподобного Сергия. (№ 767 конец XIX века).

Просмотры (65)

Комментарии закрыты.