Православное почитание Божией Матери


предварительно не были очищены от первородного греха все Его предки по плоти до самого Адама включительно; но тогда бы уже не было нужды в самом воплощении Христа, т.к. Христос сходил на землю, чтобы уничтожить грех.
4) Учение, что Божия Матерь была сохранена от первородного греха, как и то, что Она благодатию Божией была сохранена от грехов личных, представляет Бога немилостивым и неправедным, т.к. если Бог мог сохранить Марию от греха и очистить еще до рождения, то почему же Он и других людей не очищает до рождения, но оставляет их во грехе? Выходит также, что Бог спасает людей и помимо их воли, до рождения еще предопределяя некоторых ко спасению.
5) Это учение, по-видимому имеющее целью возвысить Богоматерь, в действительности совершенно отрицает все Ее добродетели. Ведь если Мария еще во чреве матери, когда еще не могла и пожелать чего-нибудь доброго или злого, была благодатью Божией сохранена от всякой нечистоты, потом той благодатью сохранялась от греха и после рождения, то в чем Ее заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ее Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает.
В том и проявилась праведность и святость Девы Марии, что Она, будучи «человеком подобным нам», так возлюбила Бога и предалась Ему, что чистотою Своею высоко возвысилась над остальным человеческим родом. За то, предуведенная и предъизбранная, Она и удостоилась, что Духом Святым, нашедшим на Нее, Она была очищена и зачала от Него самого Спасителя мира. Учение о благодатной безгрешности Девы Марии отрицает Ее победу над соблазнами и из победительницы, заслуженной быть увенчанной венцами славы, делает Ее слепым орудием Божьего Промысла.
Не возвышение и большую славу, а унижение Ее представляет тот «подарок», который поднес Ей Папа Пий IX и все остальные, думающие, что могут прославить Божию Матерь отысканием новых истин. Пресвятая Мария настолько прославлена Самим Богом, так высока Своей жизнью на земле и Своей славой на небе, что человеческие вымыслы ничего не могут прибавить к Ее чести и славе. То, что люди сами измышляют, лишь затемняет от их очей Ее Лик. «Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе», – писал Духом Святым Апостол Павел (Кол. 2, 8).
Вот такою «тщетною лестью» и является учение о непорочном зачатии Анною Девы Марии, на первый взгляд возвышающее, а на самом деле унижающее Ее. Как и всякая ложь, она является семенем «отца лжи» диавола, сумевшего им прельстить многих, не понимающих, что хулят Деву Марию. Вместе с ним должны быть отвергнуты и все остальные учения, проистекающие из него или сродные ему. Стремление возвысить Пресвятую Деву до равенства со Христом, придавая Ее материнским мукам у креста равное значение со страданиями Христа, по учению папистов, или что «человеческое существо Богоматери вместе с Богочеловеком Иисусом вместе являют полный образ человека», по учению софианцев, одинаково есть тщетная лесть и прельщение философией. О Христе Иисусе «несть мужеский пол, ни женский»(Гал. 3, 28), и Христос искупил весь человеческий род, почему одинаково в Его воскресении «ликовал Адам и радовалась Ева», а Своим вознесением Господь возвысил все естество человеческое.
Также, что Божия Матерь есть «дополнение Святой Троицы», или «четвертая ипостась», или что Дева Мария есть «тварь, но уже и не тварь», – все это есть плод лжеумствования, неудовлетворяющегося тем, что Церковь содержит от времен Апостольских и пытающегося прославить Святую Деву больше, чем Ее прославил Бог.
Сбываются слова св. Епифания Кипрского: «Некоторые безумствующие в мнении о самой святой Приснодеве старались и стараются ставить Ее вместо Бога». Но в безумии приносимое Деве, вместо восхваления Ее оказывается хулением, а Пренепорочная отвергает ложь, будучи Матерью Истины.

VII. Православное почитание Богоматери

Православная Церковь содержит о Богородице то, что Священное Предание и Священное Писание сообщили о Ней, и ежедневно прославляет Ее в своих храмах, прося у Нее помощи и защиты. Из предания известно, что Мария была дочь престарелых Иоакима и Анны, причем, Иоаким происходил из царственного рода Давида, а Анна из священнического рода. Несмотря на такое знатное происхождение, они были бедны. Однако, не это печалило этих праведных людей, а то, что они не имели детей и не могли надеяться, что их потомок увидит Мессию. И вот, когда однажды, презираемые евреями за свое неплодие, они оба в горести души возносили Богу молитвы, Иоаким на горе, где уединился после того, как священник не захотел принести его жертвы в храме, а Анна у себя в саду, оплакивая свое бесплодство, тогда явился им Ангел и сообщил, что они родят дочь. Обрадованные, они обещали посвятить свое дитя Богу.
Через 9 месяцев родилась у них дочь, названная Мариею, с раннего детства проявившая наилучшие душевные качества. Когда Ей исполнилось три года, родители, исполняя обещание, торжественно отвели в иерусалимский храм малую Марию, Которая сама взошла по высоким ступенькам, а встретившим Ее Первосвященником, по откровению Божию, введена была в самое Святое Святых, совводя с Собой почивавшую на Ней благодать Божию в дотоле безблагодатный храм. (Это был вновь построенный храм, в который слава Божия не сходила, как в Скинию или Соломонов.) Она поселилась в существовавших при храме помещениях для дев, но так много времени проводила в молитве во Святом Святых, что, можно сказать, жила в нем. Украшенная всеми добродетелями, Она явила пример необычайно чистой жизни. Всем покорная и послушная, Она никого не оскорбила, никому не сказала грубого слова, ко всем была приветлива, даже не допускала скверной мысли.
Несмотря на праведность и непорочность жизни, которую проводила Богородица, грех и вечная смерть проявляли в Ней свое присутствие. Они не могли не проявляться: таково точное и верное учение Православной Церкви о Богоматери по отношению к первородному греху и смерти. Она не была чужда греховных искушений. Ведь один Бог без греха, а человек всегда будет иметь в себе, что нужно еще исправить и усовершенствовать, чтобы выполнить Божию заповедь: «Будьте святы, как Я, Господь Бог ваш, свят» (Левит 19, 2). Чем чище кто и совершеннее, тем больше он замечает свои несовершенства и тем недостойнее себя считает.
Дева Мария, всю Себя отдавшая Богу, хотя и ограждала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы и пламенно желала прихода Спасителя. Она в смирении почитала Себя недостойной быть и служанкой имеющей Его родить Девы. Чтобы ничто не отвлекало Ее от молитвы и внимания к себе, Мария дала Богу обет безбрачия, дабы всю Свою жизнь угождать лишь Ему. Обрученная старцу Иосифу, когда Ее года непозволяли Ей больше оставаться при храме, Она поселилась в его доме в Назарете. Здесь удостоилась Дева прихода Архангела Гавриила, благовестившего Ей о рождении от Нее Вышнего. «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Дух Святой найдет на Тебя и Сила Вышнего осенит Тебя, поэтому и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 28-35).
Смиренно и покорно приняла Мария ангельское благовестие. «Тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Само изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней… Как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естества. Он очистил и Деву, и потом родился, чтобы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности, почему и родившись оставил Девою. Не говорю, что Мария стала бессмертною, но что, осияваемая благодатью, Она не возмущалась греховными пожеланиями… Вселился в Нее свет, омыл Ее ум, чистыми соделал Ее помыслы, освятил девство Ее» (Преп. Ефрем Сирин).
Мария не сказала никому про явление Ангела, но Ангел сам объявил Иосифу о чудесном зачатии Мариею от Духа Святого, а по рождении Христовом со множеством воинства небесного благовестил пастырям. Пастыри, прийдя поклониться Новорожденному, сказали, что слышали о Нем. Мария молча слушала и сохраняла в сердце Своем слова о величии Своего Сына. Слышала Она через 40 дней хвалебную молитву Симеона и предсказание об оружии, которое пройдет через Ее душу. После видела, как Иисус преуспевал в премудрости, слышала Его в 12 лет поучающим в храме и все соблюдала в сердце Своем.
Хотя и благодатная, Она еще не вполне разумела, в чем будет состоять служение и величие Ее Сына. Еврейские понятия о Мессии были Ей еще близки, а естественные чувства заставляли Ее заботиться о Нем, охраняя Его от чрезмерных, как могло казаться, трудов и опасностей. Как ни один другой человек, Она возымела те же чувствования, что и Христос, безропотно перенеся материнскую скорбь, когда видела Своего Сына гонимым и страдающим. Обрадованная в день Воскресения, Она в день Пятидесятницы облеклась силою свыше. Сошедший на Нее Дух Святой научил Ее всему и наставил на всякую истину. Просвещенная, Она еще ревностнее стала трудиться творить слышанное Ею от Ее Сына и Искупителя, чтобы взойти к Нему и быть с Ним.
Конец земной жизни Пресвятой Богородицы был началом Ее величия. Преукрашенная божественной славою, Она стоит, будет стоять и в день страшного суда и в будущем веке, одесную престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему, как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая. Любвеобильная и милосердная, Она любовь к Сыну и Богу Своему проявляет в любви к человеческому роду, предстательствует за него перед Милостивым и, обходя землю, помогает людям. Испытавшая все тяжести земной жизни, Заступница рода христианского видит каждую слезу, слышит каждое стенание и мольбу, обращенную к Ней. Особенно Ей близки те, которые трудятся в борьбе со страстями и ревнуют о богоугодной жизни. Но и в житейских попечениях Она незаменимая помощница.
«Всех скорбящих радосте, и обидимых з, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покров и заступнице, жезл старости, Мати Бога вышняго Ты еси, Пречистая» (стихира Одигитрии). «Надежда и предстательство и прибежище христиан», «в молитвах неусыпающая Богородица», «спасающая мир непрестанною Своею молитвою», «день и ночь молится о нас и скиптры царствия Ея молитвами утверждаются» (из разных Богородичных молитв).
Нет ума и слов выразить величие Той, Которая родилась в грешном человеческом роде, а стала честнейшая Херувим и славнейшая Серафим.
1928 год

Источник: Православный журнал «Благодатный огонь»

Просмотры (101)

Комментарии закрыты.