На память Григория Паламы

На память Григория Паламы

Священник Даниил Сысоев

На память Григория Паламы Памяти св. Григория ПаламыПоздравляю всех с воскресным днем и памятью одного из православных светил XIV века, святителя Григория Паламы, архиепископа в Салониках. Этот великий святитель прославился в Церкви Божией не только богословским даром, удивительным даром молитвы, даром духовных добродетелей, но он прославился еще и тем, что отстоял православное учение о конечной цели нашей христианской жизни. Действительно, в наше время почему-то не принято говорить о смысле жизни, о том, зачем мы живем. Даже когда об этом начинают говорить, то говорят что не очень нормальный человек попался, раз о таких вещах говорит.
На самом деле это утверждение связано с тем, что человек разочаровался найти смысл. Человек думает, что такого смысла найти невозможно, поэтому разговоры об этом пусты. Но Церковь Божия получила от Бога точные знания, какой цели мы должны достигнуть, к чему мы должны стремиться, ради чего мы живем. Во времена святителя Григория Паламы на Восточную церковь надвигалась угроза унии с римо-католичеством. Римокатолическая церковь в XI веке отпала от Вселенской Православной Церкви, и отпала не из-за папства, как многие думают. Папство было вторичной причиной, она отпала из-за того, что Рим стал учить, что Дух Святой исходит от Отца и Сына как от одного начала. И в результате того, что был изменен «Символ веры», Рим отпал от православной Церкви, т.к. было искажено учение о Господе Боге Духе Святом, вопреки словам Христа, который сказал, что Дух Святой исходит от Отца.
В результате этого учения в римокатоличестве появилось такая проблема, что богословы подняли вопрос что же такое благодать Святого Духа? Они стали говорить, что благодать Святого Духа, подаваемая людям, является некой сотворенной силой. Есть более высокие сотворенные силы и более низкие сотворенные силы, есть электрическая энергия и человеческая энергия, которая более высокая, чем электрическая энергия. А есть еще более высокая энергия – благодать. Именно эта благодать, по мнению римокатоликов, входит в человека. Это ересь. Такое учение на Востоке стал исповедовать еретик по имени Варлаам Коломбрийский. Он учил, что тот свет, который видели апостолы на горе Фавор – свет Христа Спасителя, свет в котором был вознесен Илья Пророк, свет, который является нам от святых – это некий сотворенный феномен, как включение лампочки. Это свечение, которое сотворено, которое является символом невидимых вещей, но которое само по себе никак с Богом не связано. И также он говорил, что человек не может узнать Бога иначе, как просто из рассматривания творений, т.е. при помощи определенных рассудочных рассуждений сделать вывод, какая Божественная природа, но не больше, т.е. личные встречи человека с Творцом – невозможны.
Суть такого учения была именно в том, что личного общения с Господом Богом нельзя достигнуть. Человек от Бога отделен непроходимой бездной. И человеку до Бога не пробиться. Именно в силу этого, на Западе возникли социалистические системы, которые пытались создать Рай на земле, без Бога. Эта та же самая идея, которая отколола Запад от православия. Если бы Запад от нее отказался, он бы вернулся обратно в православие сразу же, потому что это самое главное расхождение, которое до сих пор разделяет Запад и Восток. Ересь стала проникать в православие под названием гуманизма, а её последователи называли себя гуманистами. Гуманист – это тот, кто считает, что Бог с человеком не связан. Гуманисты говорят, что человек – мера всех вещей. Не Богочеловек, а человек.
Против ереси гуманизма выступил Григорий Палама. Он отстоял истину, основываясь на священном Писании, на учении Церкви и на собственном личном опыте Богообщения, потому что все аргументы от слов могут быть опровергнуты словом, но жизнь аргументами опровергнуть невозможно. Он доказал очень важную вещь, что тот свет, который видели апостолы, который достижим и может быть увиден христианами, та сила, которая прикасается к нашим сердцам (мы слышали в Евангелии, что ученики говорили, как в них горело сердце, когда Иисус говорил с ними), это горение сердца возникает при соприкосновении Божественной силы не из-за того, что мы встречаемся с каким-то тварным эффектом или с какой-то сотворенной силой, не с электричеством, ни с какими-то высшими формами, а мы встречаемся собственно с силой самого Бога, с несотворенной благодатью Святаго Духа.
Эта благодать Божия, несотворенный Свет, фаворское Сияние, эта Слава, в которой вечно обитает Бог, является вечным выявлением и схождением во вне Бога из своей запредельной сущности. Бог являет Себя в собственной славе, в собственном сиянии, собственном могуществе и человек может эту славу усвоить. Она может стать частью не природы, а личности человека. Как во Христе Иисусе Господе нашем одна личность, две природы – Божественная и человеческая, так и в наших личностях может действовать две природы, наша человеческая и несотворенная Божественная. И соединяясь с Богом, мы становимся богами по благодати.
Каждый раз, когда мы поем 135 Псалом, в котором есть удивительные слова: «Исповедайтеся Бога богов яко благ Господь, яко в век милость его» (Пс. 135:2), т.е. прославляйте Бога богов, каких богов? Что это за боги, над которыми действует великий Творец Вселенной? Это те существа, которые, общаясь с Божественной несотворенной силой, стали богами по благодати, стали сверхлюдьми, сверхангелами. Потому что ангелам доступна эта несотворенная сила и именно она делает их святыми. Именно участие в этой несотворенной мощи, в этом несотворенном могуществе делает человека сверхчеловеком. Как говорил Григорий Палама: «человек получает все то, что и Бог по природе, кроме единства сущности», т.е. человек не исчезает, не превращается в Бога, остается человеком, личность не распадается, а усиливается.

Просмотры (8)

Комментарии закрыты.