19 декабря — день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских

19 декабря — день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских

19 декабря — день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир ЛикийскихПамять святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник — «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя — 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний — 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву — 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле — в тех храмах, где служба ежедневная.
На Руси почитание Николы Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Святитель Нико́ла — так зовут его старообрядцы. Или, по-современному, Никола́й Чудотворец. Икона этого святого есть в каждом христианском доме. И в машине ее возят. В жизни каждого человека бывали случаи чудесной помощи «скорого помощника и теплого заступника». Многие старообрядцы так часто молятся канон святителю Нико́ле, что выучили его наизусть.
Ну а на Западе, да и у нас теперь известен Санта-Клаус, современный мифический и коммерческий символ. А ведь это искаженный, но все же узнаваемый святитель Нико́ла, архиепископ Мир Ликийских, живший в IV веке. Самый известный святой, которого почитают не только христиане!
Святитель Нико́ла родился около 270 года в Ликии, в городе Патара (на южном побережье Малоазийского полуострова). К тому времени эта страна на территории Малой Азии вошла в состав Римской империи. Святитель Нико́ла был единственным сыном состоятельных и благочестивых христиан. В старинных житиях святого сказано, что родителей его звали Феофан и Нонна. Но современные исследователи говорят, что так звали родителей другого святителя Нико́лы, епископа Пинарского (Синайского), жившего в VI веке, также уроженца Ликии. Из-за похожих жизненных обстоятельств двух епископов, причисленных к лику святых, возникло мнение, что это был один и тот же святой. Потому и в житие святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, присутствует описание паломничества на Святую Землю и посещения построенного гораздо позднее храма Воскресения Христова на Голгофе.
Но, несомненно, святитель Нико́ла был воспитан родителями-христианами в благочестии и получил хорошее образование. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Никола во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. После смерти родителей он, раздав все «имение», ушел в монастырь, но вскоре получил повеление Божие вернуться в мир, чтобы служить людям. Тогда он поселился в столице Ликии — Ми́ра. Жил он бедно и скромно, неукоснительно посещая все церковные службы. Когда скончался архиепископ Мир-Ликийский Иоанн, для избрания нового главы архиепископии собрались все епископы той области. Много было достойных кандидатов, но епископы никак не могли прийти к согласию. Тогда все стали усердно молиться Богу, прося указать наиболее достойного человека. Самому старшему епископу Господь открыл, что архиепископом будет тот, кто первым придет утром в храм. Это был святитель Нико́ла.
Это было время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана, известных мучителей христиан. В 303 году был издан эдикт, положивший начало самым продолжительным гонениям в Римской империи. В западной части их прекратил в 305 году преемник Максимиана Констанций Хлор. Император восточной части Римской империи Галерий продолжил гонения, прекратив их только в 311 году. Умирая, он издал эдикт веротерпимости.
В эти страшные для христиан годы святитель Нико́ла поддерживал паству, открыто проповедовал веру христианскую, за что и был заключен и темницу. Многие христиане приняли тогда мученическую смерть, но святителя Нико́лу Господь сохранил для служения Церкви и людям. После окончания гонений святитель Нико́ла вновь занял Мир-Ликийскую кафедру. Он участвовал в числе прочих 318 епископов в Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 году императором Константином. Собор осудил арианскую ересь.
По преданию, на одном из заседаний святитель Нико́ла, не вытерпев богохульных высказываний Ария, ударил его по щеке. За этот поступок, недостойный архиерея, он был лишен омофора (знака епископского сана) и заключен в тюрьму. После этого нескольким епископам было видение, что Господь подает святителю Нико́ле Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагает на него омофор. И действительно, войдя в тюремную башню, они увидели святого в епископском облачении. В память об этом на иконах святителя Нико́лы над его головой пишут Спасителя и Богородицу.
Святитель Нико́ла дожил до глубокой старости. После непродолжительной болезни он мирно скончался и был погребен в главном храме города Миры. Известно, что кончина святителя наступила 6 декабря, но точный год неизвестен. Предполагается, что произошло это около 345 года. Мощи его, находящиеся в итальянском городе Бари (часть мощей — в Венеции), и теперь источают благоуханное ми́ро.
Местное почитание Николы, архиепископа Мир Ликийских, началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира устанавливается в IV — VII веках. На Руси празднование памяти перенесения мощей св. Николы установлено в XI веке на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.
Святитель Никола в христианстве почитается как чудотворец и является покровителем путешествующих, особенно моряков, а также оклеветанных, невинно осуждённых и сирот. Известно множество чудес, совершенных святителем Нико́лой еще при жизни. Он заботился не только о духовных нуждах паствы, но и хлебе насущном. Когда в Ликии случился сильный голод, одному торговцу зерном явился во сне святитель, дал три золотые монеты в задаток и велел привезти хлеб в Ликию. Проснувшись, купец действительно нашел у себя в руке три золотые монеты. Он привез хлеб в Ликию и рассказал там о чудесном видении. Верующие узнали по описанию своего архиепископа.
В то время в Патарах жил отец с тремя дочерьми. Раньше он был богат, но разорился. Его бедность и отчаяние были настолько велики, что он решился пожертвовать честью дочерей ради спасения от голода. Узнав об этом, святитель Нико́ла тайно глубокой ночью подбросил в его дом мешочек золота. Девушки были избавлены от греха и позора, и вскоре старшая из них вышла замуж. Увидев, что благодеяние пошло на пользу, святитель Нико́ла таким же образом подбросил и второй мешочек золота. И вторую дочь отец выдал замуж, надеясь, что неизвестный благодетель и в третий раз окажет свою помощь. Так и случилось: подбросив сверток, святитель Нико́ла поспешно пошел прочь от дома, чтобы его не узнали, но отец троих дочерей нагнал его и упал в ноги, благодаря за спасение своей семьи.
Известен святитель Нико́ла и как защитник невинно осужденных. Когда правитель города Миры осудил на казнь трех горожан, оклеветанных врагами, архиепископ поспешил спасти их. Предание говорит, что он поспел к самому моменту казни и вырвал занесенный меч из рук палача. При этом событии присутствовали трое воевод, посланных императором Константином усмирять мятеж во Фригии. Исполнив повеление, они вернулись в Константинополь. Завистники оклеветали их перед императором в подготовке захвата власти. Находясь в тюрьме в ожидании казни, воеводы вспомнили о святителе Нико́ле и заочно стали просить его заступничества. В ту же ночь святитель явился во сне императору Константину и градоначальнику Евлавию, требуя освобождения невинно осужденных. Казнь была отложена, обвинения вновь рассмотрены. Император, убедившись в невиновности воевод, повелел их освободить.
Невозможно описать все случаи чудесного заступничества святителя Нико́лы, его помощи. И в наше время ежедневно разные люди, даже не христиане, обращаются к чудотворцу, прося его молитв к Господу, и получают просимое. Особенно усердно обращаются к чудотворцу мореплаватели и путешественники. Одна благочестивая женщина рассказала произошедший с ней в молодости случай. Поздним вечером возвращалась она домой, навестив родителей. Дорога шла через пустырь, на котором расположилась компания выпивших парней. Читая по памяти канон святителю Нико́ле, молодая женщина спокойно пошла мимо них и услышала вопрос: «Что это за дедушка с тобой идет?» Поняв, что ее сопровождает святитель Нико́ла, она с благодарностью продолжила молитву и благополучно вернулась домой.
У каждого из праздников в честь св. Николы своя гимнография. Точно известно о греческом происхождении только одной из памятей — преставления св. Николы. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные праздники, вероятнее всего, принадлежат Русской Церкви и богослужение к ним составляли русские песнотворцы.
В стихерах службы святителю Нико́ле, совершаемой в день его памяти 19 декабря, мы слышим о том, что угодник Божий посещает людей в скорбных обстоятельствах, спасает находящихся в морской глубине, питает голодных.
В весьма пространной стихере «на хвалитех» (в конце вечерней службы) содержится благодарное восхваление святителя Нико́лы:
«Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах — врача, в бедах — избавителя, грешные — заступника, нищии — сокровище, спутника — путешественники, находящиеся в море — правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Нико́лае, предвари и избавь нас от беды, в которой мы находимся в настоящее время, и спаси свое стадо своими молитвами».

Тропарь глас 4, в день преставления св. Николы
Правило вере, и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду Своему, яже веще́м истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая, отче наш святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак глас 4, в день преставления св. Николы
В мирех святе Николае святитель быв, Христово бо преподобне евангелие исполни, положил еси душу свою за люди своя, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятися, и явися великии таинник Божия благодати.

Тропарь глас 4, на перенесение мощей св. Николы
Отечество свое Мирскии град не оставль духом, предивно же во град Барскии, преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И повсюду множества человеческая, своим пришествием возвеселил еси, болящия исцеляя. Тем же тя молим святителю Николае, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Ин тропарь:
Приспе день светлаго торжества, град Барскии радуется, и с ним вселенная вся сликоствует, песньми и пеньми духовными. Днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей, святителя и чудотворца Николы, яко же солнце незаходимое возсия светозарными лучами. И разгоняя тьму искушения же и бед от вопиющих верно, спасай нас, яко предстатель наш, великии Нико́лае.

Кондак глас 3, на перенесение мощей св. Николы
Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи, святителю Николае. Море же освятися шествием ти, и град Барскии приемля тобою благодать. Нас бо ради показася чудотворец изящен, предивен и милостив.

Источник: «Русская Вера»

Просмотры (7)

Комментарии закрыты.