Таинство Исповеди в истории Церкви

Таинство Исповеди в истории Церкви

Таинство Исповеди в истории ЦерквиВ Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как было установлено Таинство Исповеди. После своего воскресения из мёртвых, Спаситель явился ученикам в Сионской горнице. Здесь Он напутствовал апостолов на проповедь и дуновением уст своих даровал им Духа Святого, сказав:

«Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся» (Ин.20:21-23).

Так что исповедь присутствует в жизни Церкви с момента её основания.

Первые христиане близко знали всех членов своих общин и острее воспринимали себя, как единое Тело Христово, поэтому каялись в грехах публично, перед всеми членами общины. После легализации христианства равноапостольным Константином Великим в Церковь пришли тысячи новых братьев и сестёр, которые стыдились исповедоваться перед всем собранием. Поэтому была введена тайная исповедь в присутствии лишь одного священника как свидетеля, никому не сообщающего её содержания.
Если христианин совершал грехи особой тяжести или долгое время впадает в один и тот же грех, священник может наложить на него епитимью – определённое молитвенное правило, индивидуальный пост, земные поклоны или отлучение от Причащения на некоторый срок. Епитимья – не какое-то «церковное наказание», но средство для осознания христианином своих страстей и исправления своей жизни.

Грех, как болезнь и исповедь, как лекарство

Евангелист Иоанн не просто так в своём благовестии особо упомянул исповедь. Наряду с Таинством Причащения, Таинство Исповеди является важнейшим элементом восстановления отношений человека с Богом. Впадая в грех, каждый человек употребляет во зло данную ему Богом свободу воли. Отвергается от благ Творца и Его божественных энергий. Вступает на путь саморазрушения. Приобретает духовную болезнь.
Бог сам не может избавить нас от греха. Для победы над страстью необходимо наше осознание падения, наше раскаяние и твёрдое намерение исправиться. В этом случае наш Небесный Отец сразу готов прийти к нам на помощь! Когда мы приходим на исповедь и каемся во грехе в присутствии священника-свидетеля, Бог прощает нам наш грех и вновь принимает в общение. А дальше мы приступаем к Таинству Святого Причащения, где Творец вновь напитывает нас своими благодатными энергиями.
Но как нам раскаяться? Что такое покаяние? В греческом языке это слово, «метанойя» звучит точнее и дословно переводится, как «перемена ума», «изменение сознания». Простое механическое перечисление грехов на исповеди ещё не дарует нам прощение. Нам необходимо искренне осознать всю мерзость и все разрушительные для души последствия совершённого деяния и приобрести в сердце и уме искреннее намерение никогда более не предаваться пороку.

Как подготовиться к Таинству?

Исповедь требует от человека тщательной подготовки. Многие люди не видят своих грехов, считают, что «ничего страшного не сделали». На самом же деле гнев, раздражительность, похоть, чревоугодие, зависть, жадность, расточительность, матерная брань и другие «мелкие» прегрешения – это постоянные спутники почти каждого из нас. И самое страшное как раз не осознавать своих грехов, ибо без осознания не будет ни покаяния, ни борьбы, ни победы над ними.
В любом храме Вы можете приобрести брошюру «В помощь кающимся» или «Как подготовиться к исповеди». Кратко об исповеди можно прочитать практически в любом православном молитвослове. В ней будут перечислены «обычные» и смертные (особо тяжкие) грехи, рассказано об их разрушительном воздействии на нашу собственную личность, отношения с близкими и отношения с Богом. Кратко об исповеди можно также прочитать практически в любом православном молитвослове. На нашем сайте на странице «Православная библиотека» можно скачать замечательную книгу: «Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди».
Перед Таинством стоит немного посидеть в тишине и подумать над тем, к чему ведут нас совершаемые грехи. Какой разрушительный «финал» ожидает нас в апогее любой страсти. Не только в духовном плане, но и в самом что ни на есть физическом. Например, пьянство приведёт к алкоголизму, потере работы и средств к существованию, разрушению семьи, циррозу печени и множеству других болезней.

Смысл чинопоследования и молитв

В Таинстве Исповеди священник встречает нас перед иконой Спасителя, возле аналоя, на котором лежат Святой Крест и Евангелие. Таинство предваряется чтением священником нескольких молитв к Богу о кающихся. Священник просит Бога просьбой принять покаяние предстоящих так же, как Он принял покаяние многих ветхозаветных и новозаветных праведников и даровать кающимся осознание своих прегрешений и силы к их преодолению.
Пришедшему на исповедь священник дает следующее наставление:
«Се́, ча́до, Христо́с неви́димо стои́т, прие́мля испове́дание твое́, не усрами́ся, ниже́ убо́йся, и да не скры́еши что́ от мене́, но не обину́яся рцы́ вся́, ели́ка соде́лал еси́, да прии́меши оставле́ние от Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Се́ и ико́на Его́ пред на́ми, а́з же то́чию свиде́тель е́смь, да свиде́тельствую пред Ни́м вся́, ели́ка рече́ши мне́: а́ще ли что́ скры́еши от мене́, сугу́б гре́х и́маши. Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши». Все наши поступки всегда известны Богу. Поэтому священник предостерегает кающихся от безумной попытки скрыть часть грехов: «если же что скроешь от меня, то впадёшь в двойной грех. Итак, будь внимателен, – ибо ты пришёл в лечебницу – чтобы не уйти тебе не исцелённым».
После чтения молитв священник по одному подзывает к себе верующих для частной исповеди. Он накрывает епитрахилью голову кающегося, выслушивает его прегрешения и, видя покаяние человека, читает над ним разрешительную молитву: «Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согрешения твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь».

Ошибки исповеди

Новоначальные христиане часто путают Таинство Исповеди и пастырскую беседу со священником и начинают рассказывать священнику не только о совершённых грехах, но и обо всех жизненных неурядицах. А в это время десятки других верующих вынуждены подолгу ждать своей очереди. Так делать не стоит. Исповедь – для покаяния. А для получения житейского совета от священника стоит договориться с ним о пастырской беседе в другое время, когда он не совершает богослужения или Таинства.
Вторая частая ошибка – это повествование священнику не только о собственных грехах, но и о грехах соседей, родственников и всех кто «спровоцировал Вас». Это может привести к осуждению людей и охлаждает наше собственное покаяние. На исповеди мы предстоим перед Богом со своими собственными страстями. Другие люди в свой черёд принесут к аналою рассказ о своих грехах. И свидетелем между ними и Богом быть не нам, а священнику.
Наконец, людям часто «стыдно» прийти на исповедь. Но это ложный, безумный стыд! Стыдно должно быть совершать грехи. Убивать, блудить, пьянствовать.… А исцеляться от греха и давать обет Богу впредь следовать Его благой воле – стыдно быть не должно. Помните, Бог есть Любовь! И любви Небесного Отца хватит на всех нас, желающих раскаяться во грехе и восстановить свою связь с Ним! Помолитесь о том, чтобы Вы и все Ваши близкие воссоединились с Богом!

Православная социальная сеть «Елицы»

Просмотры (12)

Комментарии закрыты.