Суббота. Седмица 15-я по Пятидесятнице

«Война, говорит Господь, будет двоякого рода: со стороны обольстителей и со стороны врагов; но первая гораздо жестче, потому что откроется при обстоятельствах смутных и ужасных, когда люди будут находиться в страже и смущении» (свт. Иоанн Златоуст).
Также услышите о войнах и военных слухах, смотрите, и как бы ни были страшны эти слухи, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Не бойтесь, что при этом смятении прекратится проповедь Евангелия; все, что сказал, сбудется без всякого вреда для нее. «Если бы события происходили случайно, — говорит свт. Филарет Московский, — то нельзя было бы поставить предел страху; но когда знаете, что все события, не только благоприятные, но и могущие потревожить и устрашить, каковы «войны и военные слухи», бывают как «надлежит быть», под невидимым управлением Промысла Божия, в направлении к благим целям Божеского мироправления, тогда, хотя бы все народы мира восстали, чтобы устрашить вас, этот страх, если уповаете на Бога, может быть так мал, как малы перед Богом все народы, а они, по слову пророка, — «как капля из ведра или как пылинка на весах». Итак, храните веру, правду, упование на Бога и не будьте боязливы, вверяя себя Божию Провидению». «Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему этому быть». Свт. Филарет Московский замечает: «Ум пытливый может сказать: каким образом «надлежит быть» и таким событиям, как брани, бедствия, страдания даже лучших из людей, и это под управлением премудрого, праведного и благого Провидения? Это возражение может показаться сильным, но в самом деле оно только дерзновенно: потому что через него земной прах пытается взлететь на небо, судить Творца и Судию мира и постигнуть тайны Его мироправления. Дадим совопроснику краткий ответ. Не слышал ли ты, что Христос о бранях и бедствиях Своих последователей сказал: «надлежит всему тому быть»? Можешь ли сомневаться в том, что Христос есть самая Премудрость, самая Правда, самая Благость? Как же можешь сомневаться и в том, что если чему, по Его предусмотрению, под Его владычеством, «надлежит быть», то непременно бывает и будет сообразно с Премудростью, Правдой и Благостью? Можешь это усмотреть и в самых событиях, если будешь смотреть чистым оком».
«Господь говорит о тех войнах, которые имели быть в Палестине, а не во всех местах вселенной. Ибо какая нужда до них ученикам Его?» — замечает свт. Иоанн Златоуст.
Но это еще не конец, не вдруг после этого настанет конец храму и городу. Придут бедствия еще большие: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры — голод и мор — и землетрясения по местами великие знамения на небесах будут. Но и эти ужасы, которые многими будут приняты за решительный признак пришествия Мессии, на самом деле будут только началом болезней рождения, первыми родовыми муками грядущих великих бедствий. Все же это начало болезней.
«Господь предсказывает все это, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — в удостоверение того, что и Сам Он восстанет против иудеев и будет воевать против них гладом, язвой, землетрясением; Он Сам попустит быть войнам, и все это не просто случится, а по гневу Божию. Поэтому говорит, что это произойдет не случайно или внезапно, но со знамениями».
И все это исполнилось в точности. Перед разрушением Иерусалима повсюду были смуты и раздоры. Возмутившись против римлян, Иудеи перессорились между собой, и прежде сражения со врагами их кровь полилась от междоусобий. В Риме, по смерти Нерона, в полтора года сменились три императора, и каждая смена сопровождалась возмущениями войска и народа. Слухи об этих возмущениях доходили до Иудеи, и житель Иерусалима мог подумать: везде кровопролития: настали последние времена! В книге Деяний мы читаем, что пророк Агав предсказывал голод в Иудее, который и был, по словам Иосифа Флавия, так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. С 41 по 45 год от Рождества Христова, следовательно, спустя 7 или 10 лет по Вознесении Господнем, был четыре раза голод в Риме, Греции и Палестине. Были и опустошительные язвы, как пишут историки тех времен (Иосиф и Тацит). Были и землетрясения от которых разрушены города: Смирна, Хиос, Милет и Самос. Кроме этих бедствий Господь являл особенные чудесные знамения Своего правосудия над Иерусалимом: целый год над ним виднелась комета наподобие меча, в храме ночью замечался свет дневной; от коровы, веденной на жертву в праздник опресноков, родился агнец; восточные врата храма, обитые медью, отворились в полночь сами собой, тогда как обыкновенно их с трудом могли отворить двадцать человек; в облаках представлялись колесницы и войска в день Пятидесятницы, при входе священников в храм, слышен был необычайный шум и, наконец, раздельный голос: «прейдем отсюда!» Так точно исполнилось слово Господа: будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк. 21, 11). Господь сравнивает все эти бедствия, все эти страшные знамения с муками рождения по их тяжести и чувствительности. Предсказывая их, Он говорит ученикам: не бойтесь этих бедствий, они неизбежны по судьбам Божиим. Прежде всего того вам самим грозят великие опасности: будьте мужественны! Еще до начала всеобщих бедствий вы успеете испытать на себе все роды злоключений. При всей вашей невиновности на вас обратится ненависть всех народов, злоба иудеев и язычников. Тогда возложат на вас руки, и будут гнать вас, будут предавать вас на мучения, поведут пред царей и правителей, будут бить вас, заключать в темницы. В слепом исступлении от предрассудков самые близкие сродники: родители, братья, друзья — сделаются вашими гонителями, предателями, убийцами: и будут убивать вас; и вы будет ненавидимы всеми народами, но и при этом радуйтесь, ибо все это будете терпеть за имя Мое. Самое имя ваше: «христианин» — будет ненавистно для иудеев и язычников; но не унывайте: над вами будет Промысл и любовь Отца Небесного, без Его всемогущей воли не упадет с вашей головы ни один волос.
И тогда соблазнятся многие и отпадут от веры; больнее и опаснее всех гонений будет то, что в это время любовь охладеет даже между своими, откроются раздоры и вражды, явятся изменники и предатели даже между присными в вере: и друг друга будут предавать, отрекшись от веры будут предавать оставшихся верными из угождения гонителям, будут указывать на своих прежних братьев, на их жилища и убежища, дабы гонители могли и тех — или соблазнить, или мучить и убивать.
И возненавидят друг друга, отвергшиеся от веры будут ненавидеть твердо пребывающих в вере, ибо последние своей твердостью будут обличать их измену.
И многие лжепророки восстанут, как в среде самих верующих, так и среди иудеев. И прельстят многих своими лжеучениями и ересями. Взаимное доверие умалится, дружба и любовь оскудеют.
И по причине умножения беззакония, испорченности нравов, во многих охладеет вера: чем больше будет грехов, тем меньше будет любви, так что и самая вера подвергнется затмению. Будут времена тяжкие, но вы, избранные Мои, должны искупать души терпением: претерпевший же до конца спасется. Сохранивший веру, несмотря на все искушения, будет спасен.
Все эти предсказания Господа исполнились на апостолах и верующих первых времен христианства; но все это еще повторится в большей мере в последние времена мира пред Вторым Пришествием Господа Иисуса Христа

Еп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г.

Просмотры (73)

Комментарии закрыты.