Суббота. Седмица 15-я по Пятидесятнице

Тит вынужден был удалиться, и храм был истреблен огнем. Все было сравнено с землей, и плуг в прямом смысле слова прошел по развалинам некогда славного здания. Напрасно Юлиан Отступник спустя 300 лет пытался восстановить храм иудейский, чтобы посмеяться над великим пророчеством Христовым: по его приказу тысячи иудеев со всех сторон света стекаются в Палестину; начинают разрывать основание храма; богатейшие женщины своими руками копают священную землю, усердие доходит до восторга— все напрасно! Из земли вдруг вырываются множества огненных шаров, которые и прогоняют работающих. То же явление грозное, нестерпимое, повторяется всякий раз, когда начинается прерванная работа, и строители храма, подобно строителям вавилонской башни, рассеиваются, собственным опытом свидетельствуя, что развалины этого храма находятся в распоряжении не кесарей земных, а Царя Небесного, предназначившего их свидетельствовать о славе Сына Своего… Приговор Господа остается в силе даже днесь. Ученые люди спорят, в каком именно месте стояло Святое святых, и только близ мечети Омаровой, стоящей на месте величественных зданий храма Соломонова, есть остаток древних стен — оснований храма: сюда раз в год, собираются к этим жалким остаткам древнего величия Иерусалима, иудеи, и со слезами и воплями обнимают эти камни, как бы желая исполнить слова пророка (см.: Пс. 101, 15).
С печальными мыслями и скорбными чувствами апостолы последовали за Господом из храма. Они не смели более нарушать безмолвия своего Учителя, молча взошли на одну из высот Елеона, которая была прямо против храма. На вершине горы все остановились: Господь сел отдохнуть. Не без чувства страха ближайшие и наиболее возлюбленные Господом из апостолов, Петр, Андрей, Иоанн и Иаков, свидетели самых сокровенных деяний Учителя, пользуясь отдалением прочих, подошли к Нему и, видя, что взоры Его устремлены на храм, решились предложить Ему томивший их вопрос: когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет! И какой признак Твоего пришествия и кончины мира? Господь не благоволил дать прямой ответ на их вопрос. Позднее, после Воскресения, Он сказал им прямо, что не их дело знать времена и лета, которые Отец Небесный положил в Своей власти; а теперь дал только ясно понять, что Его Второе Пришествие и кончина мира последуют очень не скоро после разрушения Иерусалима. Он ясно сказал, что напрасно иудеи думают, будто Мессия придет освободить их святой город: Иерусалим не избежит суда Божия за свои грехи. Одной чертой Он означает продолжение времени между судом над Иерусалимом и Судом над миром, но как далеко простирается эта черта — Ему Единому известно. Иерусалим, — сказал Он, — будет попираем язычниками, как пленник попирается победителем, до тех пор, пока не окончатся «времена язычников». Этого указания, хотя неопределенного, было достаточно, чтобы предостеречь учеников от многих искушений и бед.
Для них наступало время разлуки с Господом, после которой они должны были сделаться учителями и вождями всех верующих, всей Церкви Христовой. А первые христиане во всех скорбях своих находили утешение в ожидании скорого пришествия Христова. Необходимо было предостеречь их, чтобы их не вовлек в обман какой-либо лжехристос, чтобы несбывшееся ожидание скорого пришествия Христова не охладило их веры и не погасило надежды, не потрясло самых оснований Церкви Христовой. И эти предостережения, эти указания Господь дает в Своей пророческой беседе о разрушении Иерусалима и последних днях мира. Оба эти события в речи Господа изображаются как бы на одной картине: многие события отдаленнейшие, имеющие совершиться при конце мира, представляются как бы современными разрушению святого города, и это потому, что суд Божий над Иерусалимом был прообразом, предзнаменованием грядущего последнего Суда Божия над миром. Тогда окончились судьбы Церкви ветхозаветной, а в последнем Страшном Суде Божием завершатся судьбы Церкви новозаветной. Связь этих двух великих событий неразрывная, а потому и в пророческой речи Господа они изображаются нераздельно, так что иногда трудно с точностью определить: к какому именно событию относятся те или другие слова Господа, и не все, даже древние толкователи, одинаково объясняют некоторые изречения Иисуса Христа и сами указывают на эту разность. Должно помнить при этом, что перед очами Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Главные мысли этой речи, ее основной тон заключаются в четырех наставлениях: «Берегитесь!» «Смотрите!» «Терпите!» «Молитесь!»
Иисус сказал им в ответ: вы не напрасно заботитесь о будущем: по разлучении со Мной вас действительно ожидают многие искушения и соблазны. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас касательно Моего Второго Пришествия. Скоро Я отойду к Моему Отцу; тогда ложь и обман усилятся до того, что явятся самозванцы лжехристы: ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, настали времена Мессии. Немало найдется и таких, которые поверят им и обольстятся: и многих прельстят. Но вы не ходите вслед их — берегитесь! — Это пророчество Господа сбылось вскоре после Его Вознесения: явилось много лжехристов обольстителей. «Страна иудейская, — говорит историк Иосиф Флавий, — была полна чародеями, которые водили народ в пустыни, чтобы там показывать чудеса, производимые будто бы силой Божией». Таковы были: Досифей-самарянин, называвший себя христом, Симон-волхв, тоже самарянин, хотевший купить за деньги дары Духа Святого и дерзко споривший с апостолом Петром; Менанд, ученик Симона, Февда, который увел за собой множество иудеев на берег Иордана, обещая разделить воды подобно Илии и Елисею; какой-то египтянин, упоминаемый в книге Деяний Апостольских, и другие.

Просмотры (73)

Комментарии закрыты.