ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 9 ИЮЛЯ 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 4-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ВТОРНИК

Толкование Евангелия. 9 июля 2019 года. Седмица 4-я по Пятидесятнице. Вторник

Мф., 41 зач., 11, 16—20

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ. 28 ОКТЯБРЯ 2019 ГОДА. СЕДМИЦА 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПОНЕДЕЛЬНИКНо кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись.
Простой народ, который фарисеи называли невеждою в законе, и мытари, которых они презирали наравне с язычниками, прославили Бога за то, что Он послал великого пророка Иоанна, возвестившего пришествие Христа Спасителя, и засвидетельствовали свою веру в проповедь Предтечи крещением от него. Но книжники и фарисеи не уверовали в проповедь Иоанна, не крестились от него и тем отвергли волю Божию о своем спасении. В скорбном чувстве негодования на такое упорство Своих современников-иудеев Господь воскликнул: Но кому уподоблю род сей? Что это за странные люди! Эти люди похожи на тех своенравных детей, которые вышли на улицу вместе с другими детьми и которым никак не могут угодить их товарищи. Начинают ли для них веселую игру в свадьбу, или печальную — в похороны, — они не довольны ни тем, ни другим. Так и этот народ не хотел слушать ни строгого подвижника пустыни — Иоанна, ни кроткого и смиренного сердцем Сына Человеческого — Господа Иисуса Христа. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет, ни хлеба ни ест, ни вина не пьет, как и подобало вести себя Назарею, строгому проповеднику покаяния, чтобы все видели в нем самом пример сетования и плача, но, вместо того чтобы с благоговением внимать такому проповеднику, они укоряют его за строгость и говорят о нем: в нем бес, он одержим духом нечистым, оттого он и ведет такой мрачный образ жизни. Но вот — пришел Сын Человеческий, ест и пьет, Он вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина; он с любовью готов разделить умеренную трапезу с мытарями и грешниками, только бы их привлечь к Себе и спасти, но и Им недовольны, и о Нем говорят: вот, человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. Чего не сделано для спасения этих людей? Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?(Ис. 5, 4). «Я и Иоанн пришли противоположными путями и поступили, подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя с двух противоположных сторон, становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, дабы таким образом он непременно впал в руки того или другого. Так поступили и Мы с Иоанном: «мы играли вам на свирели» — Я вел жизнь нестрогую, «и вы не плясали», и вы не покорились Мне; «пели вам печальные песни» — Иоанн проводил жизнь строгую и суровую, «и вы не рыдали», и вы не внимали ему. У нас обоих была одна цель — ваше спасение, хотя мы и шли к этой цели противоположными путями. Но вам не нравилась ни Моя жизнь, ни жизнь Иоаннова. «Не удивляйся, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — что Господь употребляет простые и не возвышенные сравнения»: т.е. Себя и Предтечу Своего приравнивает к детям, играющим на свирели или плачущим в игре: «Он говорит так, приспособляясь к немощам слушателей». И оправдана Божественная премудрость чадами ее, сказал Он в заключение: вы уже не можете теперь обвинять Меня, как и об Отце Моем говорит пророк Давид: так что Ты праведен в приговоре Твоем (Пс. 50, 6). Бог с Своей стороны сделал Свое, чтобы, по выражению св. Златоуста, «людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям», и чада Премудрости, т.е. те, которые всем сердцем искали пути ко спасению, на деле показали, что его легко было найти: они уверовали в Христа, воплотившуюся Премудрость Божию, и тем самым показали, что и прочие иудеи могли, но не захотели уверовать.

Еп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г

 

Просмотры (37)

Комментарии закрыты.