Толкование Евангелия. 1 марта 2020 года. Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье

Итак, проси у Бога прощения своих грехов, но, чтобы твоя молитва легче и свободнее возносилась к Богу, дай ей крылья: одно крыло — это и есть милостыня, милосердие, любовь даже ко врагам; другое крыло — это пост. Кто искренне скорбит душой о своих грехах, тому не придет на ум и пища. Вот почему покаяние неразлучно с постом. Сама скорбящая, кающаяся душа требует поста. «Тело тленное отягощает душу», — говорит премудрый. Адам и в раю постился: Бог запретил ему вкушать от древа познания добра и зла; он не употреблял в пищу ни мяса, ни рыбы, — питался только пищей от райских плодов. Значит, и в раю, даже для невинного человека, был нужен пост, чтобы быть ближе к Богу. Тем более он стал нужен для человека, который был поврежден и удален грехом от Бога. И мы знаем, что постилась и Матерь Божия, постился великий Предтеча Христов Иоанн, постились Боговидцы — пророки Моисей и Илия, постились апостолы и все Божии святые, как в Ветхом, так и в Новом Завете. После этого — нам ли не нужен пост? Когда апостолы спросили Господа, почему они не могли изгнать немого беса, Он ответил им: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). «Видите, — говорит свт. Филарет, — как велика сила поста, соединенного с молитвой? Апостолам он нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает. Можем ли и мы пренебрегать его помощью? Он содействует победе над мучителем — духом зла: не больше ли будет способствовать к укрощению плоти, воюющей на духа?» Посему-то Сам Христос оставил нам пример поста, да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Потому-то Господь не отменил поста, — напротив: Он ставит его наряду с молитвой и милостыней и дает правило, как должно поститься. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры. Всякое доброе дело можно исказить, сделать богопротивным. Тщеславие и у поста отнять цену в Божиих очах. Так и было с лицемерными фарисеями. О своих грехах они и не думали, вся забота у них была лишь о том, чтобы все люди видели, какие они святые. Для этого они и делали свои лица унылыми и мрачными: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. У иудеев был, как и теперь есть на Востоке, обычай, по причине жаркого климата, часто омывать тело и умащать голову маслом: фарисеи, когда постились, не умывались, не чесали волос, не умащались маслом, ходили в разодранных и нечистых одеждах и посыпали голову пеплом. Все это только для того, чтобы обмануть и Бога, и людей.

Седмица 30-я по ПятидесятницеЕп. Мефодий (Кульман). Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея.

Источник: Толкования на Евангельские чтения церковного года, издательство Лепта Книга, Москва, 2011 г.

Просмотры (78)

Комментарии закрыты.