БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ. 19 ЯНВАРЯ

Праздник Крещения Господа Иисуса ХристаПоелику же христианину потребно освящение и благословение Небесное не на один день, а на все дни и часы жизни, то Церковь допустила своему обряду «Малого освящения воды» самое обширное употребление. Она советует совершать его в первый день каждого месяца над общественными источниками, реками и озерами; его можно совершать в храме Божием над сосудом с водою во всякое время, когда потребуют обстоятельства, можно совершать на полях, в садах и в гумнах, можно совершать в каждом доме христианском. Одним словом, во всякое время и во всяком приличном месте можно совершать этот святой и спасительный обряд.
4) Еще возвышеннее, величественнее и, можно сказать, святее «Последование Великого освящения воды», совершаемое в Навечерие и в самый праздник Богоявления Господня. Воспоминая Крещение Господа в Иордане, «да водное естество освятит Безгрешный», Святая Церковь умоляет Господа всеми чудесами всемогущества и славы Его, всем величием Божества, всей беспредельностью естества Его приити и освятить воду для святости, пользы и счастья возлюбленных детей ее. О, как поразителен, высок и божественен голос ее, которым Церковь зовет Господа с Небес на земные воды наши! «Велий еси Господи, — вопиет она, — и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Ты бо хотением от несущих, во еже быти, приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир… Тебе трепещут умные вся Силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы… Ты простерл еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил море песком, Ты ко отдыханием воздух излиял еси. Ангельские силы Тебе служат; Архангелъстии лицы Тебе кланяются… Бог сый неописанный, безначальный же и неизглаголанный!.. Самубо, Человеколюбче Царю, прииди ныне наитием Святого Духа и освяти воду сию» (трижды). Для чего освяти? Для того чтобы она получила «благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов, и ко всякой пользе изрядна».
Что священнодействие и молитвы Церкви над водою Богоявлений Господних, которую она именует великою «агиасмою» (т.е. святыней), бывают сильны пред Господом и чудодейственны, — непререкаемым доказательством служит самая эта агиасма. Еще святой Златоуст говорил, что вода святых Богоявлений в продолжение многих лет остается нетленною, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и ныне может всякий видеть и проверить собственным опытом! Церковь, совершенно зная присутствие всеосвящающей силы Божией в агиасме, повелевает употреблять ее при очищении разных вещей, чем-либо оскверненных.

(Из «Бесед» Я. Амфитеатрова)

По материалам «Троицких листков» (духовно-нравственное чтение для народа. Благословение Обители Преподобного Сергия. (№ 38 конец XIX века).

Просмотры (45)

Комментарии закрыты.