Паломничество в августе 2015. Воронеж. Далее — Оптина Пустынь и Шамордино

В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского. 18 век явился периодом упадка монастыря, Петровские реформы, его отрицательное отношение к монашеству окончательно разорили монастырь. К концу 18 века митрополит Московский и Калужский Платон, посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной деятельности. Духовное возрождение Оптиной Пустыни началось лишь тридцать лет спустя, когда митрополит Филарет Киевский, бывший тогда епископом Калужским, принял решение об устройстве Скита. Внешние неблагоприятные для монастыря обстоятельства, длившиеся более столетия, не угасили духа веры в истинных подвижниках. Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования-старчества.
Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: преп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущается всеми посетителями обители — та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывает паломников.
Первый настоятель возрождающейся Оптины — отец Авраамий, при котором было всего 3 человека монашествующих, много молился и плакал о благоустройстве обители. Состояние ее на тот момент было таково, что не было даже полотенца. Его двадцатилетнее настоятельство стало основой для будущей славы. При нем был написан Устав, постепенно растет число братии. При отце Авраамии начал строится Казанский храм (1805-1811 гг.). Это произошло чудесным образом. С колокольни падает и разбивается иеромонах Макарий и видит видение Казанской Божией Матери. И этот человек, который должен был умереть, подумал, что найдет чудотворную икону и исцелится. Он едет к Елене Сабуровой, у нее есть средства на постройку храма. Она просит принять пожертвования и это было знамение. Был построен большой трехпрестольный храм. В храме под спудом находятся мощи преподобного Моисея, Антония, Исаакия I, а также захоронен настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт и архимандрит Досифей.
Главный храм обители — собор в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. Строительство собора было начато в 1750 году, после возвращения монастыря Церкви в 1987 году, собор был восстановлен и освящен в 1988 году. Южный придел освящен святителю Николаю. Северный предел освящен в честь преподобного Амвросия, святые мощи которого находятся здесь же в резной раке под сенью. В трапезной части храма около южной стены находится рака со святыми мощами преподобного Нектария. В то время когда шли работы по восстановлению Введенского храма, службы совершались в маленькой церкви, устроенной в башне над Святыми Вратами (башня с Ангелом), освященной во имя Владимирской Божией Матери. В настоящее время службы там совершаются 3 раза в год, в дни празднования Владимирской иконы Божией Матери. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери — это храм-усыпальница семи преподобных Оптинских старцев: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), мощи которых обретены в 1998 году. Строительство храма преп. Марии Египетской и прав. Анны было начато в 1822 году. В настоящее время богослужения не проводятся.
Если смотреть на Оптину Пустынь с высоты, то видно — храмы расположены таким образом, что образуют собой крест. Все сорок лет настоятельства преподобного Моисея велось строительство монастыря. Братия роптала на бедное житие, но настоятель верил в помощь Божию. Его милость подтверждалась каждый день. Весь дух, уклад жизни – это заслуга преподобного Моисея. Клиросное пение тихое и величественное. В это время начинается возрождение «старчества». Целью монашества является достижение духовного совершенства, чтобы стать чадами Божьими. Для этого нужны учителя, так как путь духовный без наставника невозможен. В 18 веке «старчество» исчезло, возрождал его Паисий Величковский (Молдавский), в Петровские времена подвизавшийся в Молдавии. Его ученики распространили «старчество» по всей России.

Просмотры (239)

Комментарии закрыты.