Слово епископа Виталия (Гречулевича), Могилевского и Мстиславского (+1885г.) в день празднования Божией Матери чудотворной ради иконы Ее, именуемой Казанской

Слово епископа Виталия (Гречулевича), Могилевского и Мстиславского (+1885г.) в день празднования Божией Матери чудотворной ради иконы Ее, именуемой Казанской

Слово епископа Виталия (Гречулевича), Могилевского и Мстиславского (+1885г.) в день празднования Божией Матери чудотворной ради иконы Ее, именуемой КазанскойЗаступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

Ныне более, чем в другие дни, сею молитвенно-хвалебною песнию в честь Царицы Небесной по всему необъятному пространству православной России оглашаются священные своды храмов Божиих, и потому о чём приличнее предложить вам, братия, слово, как не о том, сколь необходимо для всех нас искать заступления Богоматери и с каким расположением души и сердца мы должны прибегать в державный покров Её?
О Госпоже Царице и Владычице! Всех нас заступи, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими! Вот наши многоразличные нужды, побуждающие нас неотложно искать заступления и покровительства пресвятой Богородицы: это напасти от наветов вражиих, скорби от лишений, болезни тела, немощи духа… Где мы найдём более сердобольное участие и благовременную помощь во всех сих обстоятельствах, как не у преблагословенной Девы Марии, Матери нашего Искупителя? Матерь Света — вспомните, какие Сама перенесла в жизни тяжкие испытания, какие претерпела скорби, какие неописанные болезни терзали Её материнское сердце при виде крестных страданий искупительной Жертвы за грехи мира! Ей ли потому не соболезновать нам во всех наших нуждах и скорбях?
Сиротство ли тебя гнетёт? Знай, что Пресвятая Дева в самом нежном возрасте осталась сиротою по преставлении своих святых и праведных родителей! Оттого Ей очень понятна горечь твоего положения.
Теснит ли тебя лукавство недоброжелателей, злоба врагов? Вспомни: Пресвятая Дева поставлена была в необходимость спасать бегством своего предвечного Младенца и свою собственную жизнь от враждебных замыслов нечестивого Ирода. И сколько раз потом видела Она жизнь своего возлюбленного Сына в опасности от иудеев! Ей ли не знать, как тяжело переносить тебе всякого рода наветы, кривые толки, преследования?
Другие ли скорби отяготели над тобою? Знай, что не могут они сравняться с теми скорбями и лишениями, которые претерпевала в своей жизни преблагословенная Матерь Господа, не имевшего, где главы преклонить, и наконец преклонившего свою главу, венчанную тернием, на кресте! Ах, живо представляя себе Богоматерь, с растерзанным болезнями адовыми сердцем стоящую у креста и потом льющую обильно ручьи слёз над бездыханным телом сладчайшего Иисуса, положившего жизнь свою за искупление грешников, можешь ли помыслить, что твоя болезнь, которую терпишь, твой грех, который тебя мучит, не довольно ощутительны для сердца пренепорочной Заступницы рода человеческого?
Царице моя преблагая! Ты зришь мою беду, зришь мою скорбь, мои немощи телесные и душевные, зришь, матерински соболезнуешь и всегда готова источить неоскудные милости Твои, пречистая Богородице! Но готова ли моя душа принять Твои милости? Отверсто ли моё сердце, как благопотребный сосуд, для принятия даров из Твоей небесной сокровищницы?
Вот, братия, вопрос немаловажный, вопрос о том, с таким ли, как должно, расположением души и сердца ищем мы покрова и заступления Царицы Небесной? Мы, правда, воспеваем, что предстоим и молимся Госпоже Царице и Владычице нашей умиленною душею и сокрушенным сердцем, пред пречистым Её образом, со слезами; но так ли это бывает на самом деле? Не бывает ли иногда, что приближаемся устами, а сердце далече отстоит? Мы, может быть, и чувствуем свои нужды, и скорбим душою, но не ощущаем в душе сердечного умиления — оттого именно, что, взирая на пречистый образ небесной Царицы, не умеем с младенческою простотою веры живо представить себе, что сама Она, сердобольная Матерь наша, стоит пред нами, внемлет молитвенному воплю нашему и незримо, но тем не менее действительно и существенно простирает к нам милующую руку свою, чтобы защитить нас, чтоб отереть слезу, облегчить скорбь нашу, уврачевать болезнь, умирить смятенную грехом совесть! О, если бы мы это вполне чувствовали, невольно бы тогда исторгались из нашей груди молитвенные вздохи, невольно бы текли по нашим ланитам слёзы! И тогда, наверное, не столько на устах, сколько в сердце было бы столь часто повторяемое нами молитвенное уверение наше пред нашею небесною Заступницею о нас самих, невозвратно надежду имующих на Неё, как на Избавительницу всех зол.
А что ещё может оживить в нас эту спасительную надежду, эту необходимую принадлежность молений благоуспешных? Сознание и живое ощущение того, что много может моление Матернее ко благосердию Владыки!
Здесь вместо всяких рассуждений вспомните, братия, о тех бесчисленных опытах заступления и благовременной помощи, которые неоскудно явлены миллионам людей, притекавшим к покрову Пресвятой Девы с верою и упованием? Ибо о чём ином свидетельствует множество святых икон Божией Матери, ознаменованных благодатию чудотворений и составляющих лучшее украшение повсюду воздвигнутых храмов Божиих? Это живые, можно сказать, скрижали, на которых всем понятными знаками неизгладимо начертана история особенного покровительства Царицы Небесной нашему любезному отечеству и всем истинным чадам святой православной Церкви. О, поистине, никтоже притекаяй к Тебе, Пречистая Дево, посрамлен от Тебе исходит!
Одно только, братия, могло бы разрушить нашу надежду на небесное заступление — до того, что и самые пламенные молитвы наши к Царице Небесной были бы недействительными и безуспешными, — это нераскаянное состояние нашего сердца и нашей жизни. Так, христиане! Отымет Господь, по молитвам пречистой Матери своей, всякую слезу от очей наших единственно в том случае, когда увидит, что предмет нашей печали по Бозе — не одни лишь временные нужды и лишения, но и достойное слёз состояние души нашей, сокрушение о грехах, соединённое с твёрдым намерением исправить свою жизнь, умереть для греха и жить для Бога и для вечности! При этом условии можем с полным дерзновением искать всемощного заступления Владычицы нашей Богородицы и несомненно получим всё, чего просим, и что необходимо для нашего временного и вечного блага!
Притецем же, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению — покрову Девы! Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости, пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравныя и богобоящыяся рабы своя! Аминь.

Слово произнесённое в Исаакиевском соборе 22 октября 1859 года.

Просмотры (1)

Комментарии закрыты.