Слово архиепископа Аверкия (Таушева), Сиракузского и Троицкого (+1976г.) в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«Величия твоя, девственниче, кто повесть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов» (Кондак).
Такими словами Св. Церковь прославляет сегодня память возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Всех Апостолов, конечно, любил Господь наш Иисус Христос, но к самому молодому из них Иоанну Он, как мы знаем это из Евангелия, питал какую-то особенную трогательную любовь. И сам св. Иоанн чувствовал это. «Ученик, егоже любляше Иисус» — так неоднократно говорит он о себе в своем Евангелии, умалчивая по смирению о своем имени. Очевидно, по некоему сродству душ, Апостол Иоанн был особенно близок, Богочеловеческой душе Господа. Поэтому и на Тайной Вечери, последней вечери Господа с Его учениками, на которой произошло столько важного и знаменательного, он находился в такой большой близости к Господу Иисусу, что, по выражению Евангелия, как бы «возлежал на персех (то-есть: на груди) Его», отчего и произошло его наименование «наперсника», с тех пор вошедшее в общее употребление, когда говорят о человеке, весьма близком к другому. «Он — его наперсник» — так обычно выражаются в подобных случаях.
За что же так любил Господь Иисус Христос Иоанна?
Без сомнения, — за особо-возвышенное настроение его души, за его девственную чистоту — за то, что он был истинныйдевственник и телом и душою. Ибо только сердце девственника, ничем не привязанное к земле, способно легко воспарять к небу; только сердце девственника, не опутанное земными привязанностями и страстями, способно, без особого тяжелого труда и борений с собою, всецело и безраздельно предать себя Богу. Поэтому девственнику легко открываются такия возвышенныя и непостижимыя тайны Божии, о которых трудно и помышлять другим людям, не сохранившим своей девственной чистоты. По этой же причине сердце девственника легко и глубоко воспринимает в себя самую высокую и самую святую из всех тайн — тайну любви Божественной.
И мы, действительно, знаем, что Апостолу Иоанну было открыто много такого, чего не удостоились другие Апостолы. Самое его Евангелие исполнено таких необыкновенно-возвышенных истин, что не даром еще с древних времен оно, по преимуществу, именовалось «духовным», а сам Евангелист Иоанн уподоблялся орлу, высоко парящему в небесах. А его дивный, непостижимый Апокалипсис, до сих пор полностью не истолкованный и не поддающийся всестороннему раскрытию всех содержащихся в нем дивных и страшных видений о последних судьбах Церкви и всего мира!
«Зритель неизреченных откровений, и сказатель вышних Божиих таин» — такими словами умиленно славит св. Церковь дивного тайновидца Иоанна, и ему одному из всех священных писателей присваивает высокое и почетное наименование «Богослова».
Апостолу Иоанну Богослову принадлежит также и другое почетное наименование: его называют обыкновенно «Апостолом любви», ибо никто другой из священных писателей не раскрыл так полно и глубоко, так трогательно и убедительно возвышенного учения Господня о любви.
Любовь! — это самое высокое и святое из всего, что существует на свете. Нет ничего величественнее И прекраснее любви, ибо любовь, это — живое творческое начало, которым все созидается и движется в мире. Любовь, это — самое святое, ибо она есть не что иное, как одно из главных, основных свойств Бога-Творца, одно из имен Божиих, в котором наиболее понятным для нас образом выражается сущность непостижимого для нас Божеского естества.
«Бог есть Любовь», — учит нас св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов: «И пребывающий в Любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает» (1 Иоан. 4, 16).
Любовь — самое высокое и святое, что есть в мире, а между тем нет другого такого понятия, которое было бы так опошлено в наше время, так унижено и обезценено современным человеком. Что касается правильного понимания любви и, особенно, подлинной христианской любви, духовной, то его все труднее и труднее можно встретить в наши дни в современном обезбоженном расцерковленном человеческом мире. От этого-то и происходят все бедствия современного человечества, грозящия разразиться страшной мировой катастрофой. Современный мир погибает от отсутствия в нем подлинной христианской любви и братского единения всех истинно-верующих во Христа на возвышенных основах этой любви. Одне красивыя слова о любви и единении всех тут не помогут, ибо подлинная христианская Любовь неразлучна с Истиной и, где нет Истины, там не может быть и настоящей любви, а только одно лицемерие. И совсем наивно думают многие спасать мир, лечить больное человечество какими-то чисто внешними мерами и средствами, — путем всевозможных организаций и реорганизаций государственной и общественной жизни людей и тому подобными «переливаниями из пустого в порожнее».
Все это ни к чему!
Никакия внешния меры, никакия «реформы» не помогут, не спасут человечество от страшной гибели, которая так явно и очевидно на него надвигается, особенно со времени крушения нашей Православной России.
Переделайте на новый лад душу человека, отступившего от Бога, от Христа, от Церкви, от возвышенного закона евангельского, — вложите ему в сердце любовь, чтобы она стала основным двигателем его жизни!
Только в этом и единствонно в этом — наше спасение!
Именно об этом и учит нас так трогательно и убедительно «Апостол Любви» св. Иоанн Богослов, как в своем чудном «духовном» Евангелии, где он один из всех евангелистов излагает наиболее возвышенныя слова Христовы о любви, так и в своих трех соборных посланиях. Истинная любовь, по изложенному им учению, есть только та, которая духовно соединяет человека с Богом и духовно же обединяет людей между собой во имя Божие.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы, да и вы любите себе (друг друга)!» — приводит он слова Христовы, сказанныя на Тайной Вечери: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан 1, 34-35).
«Аще любите Мя, заповеди Мои соблюдите!» (Иоан. 14, 15).
«Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Иоан. 14, 21-22).
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15, 12-13).
«Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Иоан. 15, 17).
«И сказах им имя Твое», — так молился Господь Иисус Христос в своей первосвященнической молитве Богу Отцу: «и скажу, да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них» (Иоан. 17, 26);
Все эти замечательныя речи Господа Иисуса Христа о любви, так сильно и ярко выраженныя, мы находим только в четвертом Евангелии возлюбленного ученика Христова.
Замечательны и его собственныя наставления о любви в его соборных посланиях.
«Бог есть Любовь», — так учит св. Иоанн: «в том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил кас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Иоан. 4, 10-11).
«Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Иоан. 4, 20).
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан. 3, 16).
Возлюбленный ученик Христов, его наперсник, девственник и Апостол Любви, св. Иоанн Богослов удостоился особой чести: ему, как девственнику, Господь, вися на кресте, поручил Пресвятую Деву — Матерь Свою, сказав Ей: «Жено, се сын Твой», а ему: «Се Мати твоя. И от того часа поят ю ученик во своя си» (Иоан. 19, 26-27).
И вся дальнейшая судьба его была совершенно отлична от судьбы других Апостолов Христовых. В то время как все они окончили свою земную жизнь мученическою смертью за Христа, св. Иоанн Богослов пережил их всех, дожив до глубокой старости, и умер единственный из Апостолов, своей естественной, но притом весьма загадочной смертью. Если только умер?.. Древнее предание говорит, что тела его, через несколько дней после погребения, не оказалось в могиле и что он живет и будет жить до Второго Пришествия Христова, что он при всех, в лицо, обличит явившегося Антихриста. Это верование отчасти запечатлено и в наших церковных песнопениях.
Каков же главный завет, который оставил нам этот возлюбленный ученик Христов?
В последние годы своей жизни он от старости уже не мог ходить сам. Ученики на руках приносили его в собрание христиан, и изможденный годами старец, с трудом поднимая для благословения свои трепещущия руки, повторял все время одне и те же слова: «Детки! любите друг друга!» Однажды ученики спросили Апостола: «Учитель! почему ты повторяешь нам все одне и те же слова?» А благостный старец отвечал им: «Это — главная заповедь Господня. Кто ее исполнит, тот весь закон Христов исполнит».
Как много и в нынешнее время мы слышим красивых слов о любви, но, по большей части, о любви без Христа, или от тех людей, которые только в своих корыстных видах упоминают имя Христа, не веруя в Него и не любя Его по-настоящему, но все это — только одне пустыя слова, которыя не могут спасти погибающий мир. Для нас же, если мы истинные христиане, нет другого пути, как твердо помнить и в жизни своей стараться проводить великий завет, оставленый нам величайшим наперсником Христовым и Апостолом Любви св. Иоанном Богословом:
«Дети мои! станем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3, 18). Аминь.
Просмотры (10)