Поучение протоиерея Валентина Амфитеатрова (+1908г.) причастникам в Феодоровскую субботу
Бесконечная и неизглаголанная милость Божия: многих из нас уже удостоили принять величайший дар благодати — Причастие Божественных Тайн Тела и Крови Христовой. Одни удостоились принять Святые Христовы Тайны вчера, другие — сегодня; третьи подготовляются и ждут воспринять Христову благодать. Этот дар очень велик, и нет в целом мире другого, к которому можно было бы его приравнять.
Величие Причастия Святых Тайн изобразил Сам Иисус Христос в следующих словах: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 54).
Из этих слов Спасителя мы должны уразуметь:
1. Достойное принятие Св. Тайн соединяет человека с Богом навеки, навсегда. Такой человек в себе самом носит благодать Божию. Он так же близок к Господу, как близка зеленеющая ветвь с плодоносным деревом, на котором растет. В этом смысле Спаситель сказал Своим последователям: Я есмь лоза, а вы ветви (Ин. 15. 5). Только от ветвей здорового дерева можно ожидать плодов. Только здоровая и неиспорченная ветвь способна извлечь из корня древесного живительную влагу. Сухой отломленной ветви нельзя привить жизни. Таким образом, человек, причащаясь благоговейно Св. Христовых Тайн, воспринимает в себя способность жизни чистой, святой — такой именно, какую заповедовал Христос нам, Своим детям и ученикам. Приняв Христовы Тайны, мы должны свою жизнь украсить добродетелями, должны из себя представить ветви христианства и православия.
2. Достойно причастившимся обещана Спасителем вечная жизнь. Спаситель наш Своим учением ведет людей к познанию этой жизни. В Спасителе как Истинном Боге воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник Жизни. Кто достойно приобщился Св. Тайн, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность; не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он — причастник Божий. Бедствия — принадлежность земли; счастье — удел неба. Горе и страдание ранят и терзают только тело; они уязвляют, но не убивают облагодатствованную душу. Всякая жгучая скорбь, всякое страждущее одиночество находит себе успокоение и утешение в Спасителе, не только пролившем Свою бесценную Кровь за нас, но и даровавшем ее нам как целебное, чудотворное врачевство, способное воскрешать, животворить, просветлять верующую душу, внести небесную радость в тоскующее сердце.
3. Достойно причаститься — это уже есть начало небесного царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен. И станет его жизнь уже не грубым существованием изо дня в день — существованием, напоминающим бродящую тень или движущийся мертвый труп, — но существованием благородным, святым, при котором доступно понимание и прожитого, и переживаемого.
Раз коснулся нашей души луч Божественной благодати — и мы уже не захотим ходить во тьме или уподобляться неразумным животным. В нашем уме и в нашем сердце слагаются силой Божественной благодати ясные стремления —чистые, благородные. Совесть наша делается стыдливой, желания — умереннее, намерения — благороднее, воля крепче. Да и сама наше бренное тело просвещается славой бессмертия — как храм благодати, как носительница даров благодати.
4. Помните же, причастники, о цене принятого вами дара благодати. Тяжко и горестно, если сегодня мы причастники, Божьи люди, а завтра опять попадем на прежний путь. Опять поведет нас злая рука врагов невидимых. Опять страсти и мутно-грязные волнения, опять сомнения, грехи и беззакония. Пусть не будет с вами такого болезненного падения. Постараемся сохранить себя в целости.
Зачем идти к бездне, когда пред нами лежит прямой, безопасный путь, ведущий к радости и блаженству? Идите с миром, как Богом избранные и Богом очищенные; отдалитесь от дурных товарищей и от вредного празднословия. Не позабудьте, что отсюда, из храма, с вами пойдут святые Ангелы-Хранители ваши. От вас самих зависит решить вопрос: долго ли будут эти небесные гости с вами. А они будут с вами до первого греха. Уйдут Ангелы Божии от вас плачущие и рыдающие. Их уход вы также заметите: про то скажет вам ваша совесть. Грустно, если она вам скажет: «Ты потерял Святыню. Отлетел от тебя Ангел-Хранитель».
Аминь!
Просмотры (13)