«Кто не имеет милосердия,
тот перестает быть человеком»
свт. Иоанн Златоуст
Христианская добродетель – всегда подвиг, а какой такой подвиг расстаться с двумя рублями? Купить бродяге буханку хлеба и литр молока — и то дороже встанет. Спасет ли от смерти то, что отдается, потому что не представляет почти никакой ценности? Евангелие дает вполне однозначный ответ на этот вопрос. Вспомним богача, который пожертвовал на храм крупную сумму, ни в чем не ущемив себя. Многие из нас далеко не богачи. Но ведем-то себя в точности как евангельский толстосум: отдаем то, что легко отдать. «На Тебе Боже, что нам негоже» — гласит русская пословица. Разве этого хочет от нас Спаситель, Который Сам — воплощенное милосердие!?
Значение слова «милостыня», как кажется, играет с нами, христианами, злую шутку. Фраза «просить милостыню» всегда вызывает в сознание одну и туже картину: все тоже метро или паперть и неизменные нищие, которые просят подаяние. А о том, что слово «милостыня» однородно слову «милосердие» мы вспоминаем далеко не всегда. Между тем, быть милосердным христианину необходимо: без этого ни о каком следовании Истине, ни о каком угождение Богу, и, разумеется, ни о каком спасении души и речи быть не может. Только надо хорошо понимать, что подать монету еще далеко не достаточно. А что делать, чтобы было достаточно? Вспомним доброго самарянина, который не прошел мимо нуждающегося в его помощи человека. Он потратил достаточно крупную сумму денег, оплатив все расходы по уходу и лечению избитого еврея. Но не только самарянин из притчи был милосердным. Жития святых тоже дают немало примеров милосердия. Например, житие святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Жизнь этого подвижника можно смело назвать учебником милосердия.
О том, как прошла юность Иоанна, известно не много. Он родился на Кипре в семье военачальника. По воле родителей женился, но вскоре овдовел, потеряв не только жену, но и детей. Будучи глубоко верующим человеком Иоанн не отчаялся, не возроптал, а принял волю Божию и решил всецело посвятить себя служению Ему. Вскоре о щедрости и милосердии Иоанна стало известно всем, и в частности царю. Спустя некоторое время, когда патриарший престол Александрийской Церкви в Египте остался без пастыря, император Ираклий настоял, чтобы этот престол занял Иоанн. Святой нехотя согласился. И с того дня началось его, совершенно необычное для патриарха служение.
Одно из первых приказаний нового предстоятеля, вероятно, немало озадачило его подчиненных. Святой велел им пройти по городу и переписать всех его господ. Когда слуги спросили, кого же это патриарх считает своими господами, святой Иоанн ответил: «Это те, которых вы называете нищими и убогими, они мои господа, ибо они воистину могут способствовать мне в достижении спасения и ввести меня в вечные обители».
Экономы переписали всех нищих, и с этого часа «господа» ежедневно получали от патриарха все нужное для ежедневного пропитания. Император Ираклий вел тогда кровопролитную войну с персидским царем Хозроем II. Хозрой взял Сирию и Палестину; один из его отрядов завоевал Египет, а другой достиг Халкидона, близ Константинополя. Война была крайне жестокой: при взятии Иерусалима было разрушено и осквернено множество церквей.
По преданию, после того, как город пал, было избито 90 000 христиан, многие из них были специально куплены иудеями для издевательств. Во время этих тяжелых бедствий патриарх Иоанн Милостивый был истинным целителем скорбей своей паствы.
Просмотры (504)