23 января. Память святителя Феофана Затворника Вышенского
Духовные наставления епископа Феофана писались полтора века назад, но предельно близки и сегодняшним христианам. По его книгам мы знакомимся с основами духовной жизни, познаём устройство собственной души и находим свой собственный путь к Богу.
Будущий святитель появился на свет 10 января 1815 года в селе Орловской губернии с именем Георгий. Отцом мальчика был местный священник. Это предопределило путь святого: в 1837 году он окончил Орловскую семинарию и продолжил обучение в Киевской духовной академии. Там же был принят и постриг с именем Феофан.
Святитель Феофан происходил из духовного сословия и с детства отличался прилежанием к наукам. Он оказался в числе лучших учеников духовного училища, семинарии, а затем и Киевской духовной академии, которую окончил магистром богословия. В академии он принял монашеский постриг и далее трудился преподавателем в духовных учебных заведениях. Затем несколько лет он учился иконописи, греческому, французскому, еврейскому и арабскому языкам, а также изучал аскетические труды восточных отцов в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме.
В Россию Феофан возвращается в сане архимандрита, вскоре он занимает должность ректора Петербургской духовной академии. В 1859 году архимандрита Феофана рукоположили во епископы и назначили вначале на Тамбовскую, а затем на Владимирскую кафедру. Свой архипастырский долг владыка исполнял со всем прилежанием, но душой хотел уединения, поэтому через 7 лет подал прошение об увольнении на покой и вскоре ушёл в затвор в Вышенской пустыни.
По смирению святитель писал, что ушёл в затвор только ради научных трудов: «Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Однако помимо переводов церковных книг он оставил нам немало проповедей и трудов по нравственному богословию, ежедневно служил литургию в домовой церкви, писал иконы, а также вёл обширную переписку с духовными чадами. В общей сложности святитель Феофан провёл в затворе двадцать восемь лет.
Наиболее известные и значимые труды святого — «Письма о христианской жизни», перевод книги «Добротолюбие», «Толкование апостольский посланий» и «Начертание христианского нравоучения», ставшие для христиан будущих поколений настольными книгами.
Скончался Феофан Затворник в 1894 году. По свидетельствам участников похорон, на лице упокоившегося святителя сияла улыбка.
Святого почитают своим покровителем научные работники, учителя и студенты. Ему молятся о сохранении душевного и телесного здоровья, об избавлении от алкогольной и никотиновой зависимости, а также других пагубных пристрастий. Святителя Феофана просят помочь найти работу, жильё и разрешить другие трудные жизненные ситуации.
Православная социальная сеть «Елицы»
Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
Суббота(2Кор. 5, 1–10; Лк. 7, 2–10)
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры – тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. апостол, называя веру Божим даром (Еф.2:8). Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.
Просмотры (6)