17 декабря. Святая великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.
Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.
Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.
Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.
Тропарь великомученицы Варвары
глас 8
Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.
Ин тропарь великомученицы Варвары
глас 4
Агнице всеблаженная Варваре,/ Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/ и в купели утвердившися,/ в побеждение лести отеческия/ веру исповедала еси Христову./ Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог/ исцеляти недуги и болезни вся./ Егоже моли, великомученице,/ да спасет души, наша.
Кондак великомученицы Варвары
глас 4
В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.
Святая великомученица Варвара. Иконы
Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.
В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.
В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.
Сайт «Русская Вера»
Просмотры (4)