Воскресенье второй недели Великого поста посвящено памяти св. Григория Паламы.
Он заслужил такую великую честь своею добродетельною, святою жизнию. Он был величайшим подвижником на горе Афонской. Всю жизнь свою провел он в посте, молитве и безмолвии и кроме того прославился защитою монахов Афонской горы от незаслуженной ими обиды и клеветы.
Многие, смотря с неудовольствием на строгую жизнь подвижников, стали разглашать, что Афонские подвижники – еретики, что они увлекаются самообольщением и гордостью и совсем не так святы, как кажутся. Но в это время является защитником Афонских жителей св. Григорий. Как ученик и воспитанник Афона, на опыте познав образ жизни тамошних подвижников, св. Григорий вступает в споры с врагами иноков, преследует каждую клевету их от начала до конца и показывает в самом лучшем свете многотрудную жизнь Афонских жителей. Вот за эти-то подвиги Григория, вскоре после его кончины, было положено св. отцами Церкви совершать, память о нем в воскресный день второй недели.
По материалам: «Да поживем во всяком благочестии и чистоте» (составитель: Н. Д. Алфимова, редактор: Е. С. Алымова, компьютерная коррекция: А. Н. Кротенко, компьютерная обработка и верстка: В. М. Федорцова), стр. 370.
Три вида света
Святой Григорий Палама различал три вида света. Первый — физический свет, воспринимаемый зрением, — о нём не будем говорить. Второй — интеллектуальный свет — это свет земных знаний, это способность мышления, отличающая человека от других обитателей земли, это свет науки, искусства и философии, свет, который ярко горит в лабораториях и библиотеках, свет, которым гордится и восхищается мир. Этот свет принадлежит земному бытию, для него недоступен трансцендентный мир.
Третий вид света — это духовный свет, это свет откровения, свет веры, в который включены духовные интуиции, это свет, питаемый благодатью, свет молитвы и созерцания, свет монастырей и пустынь, свет, просвещающий умы и сердца подвижников. Если человек потеряет духовный свет и заменит его интеллектуально-душевным светом, к которому присасываются духовные паразиты, то такой свет на самом деле превращается в тьму и человек становится духовно слепым. Образно говоря, светильник духовного света — Церковь, огонь этого светильника — вера, а елей — добрые дела и жизнь по заповедям. Этот свет зажигается в Церкви, в ее таинствах и богослужениях, и поддерживается внутренней молитвой.
Источник: Женский православный календарь на 2014 год/Сост. Петрова А. И. – М.: Православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ, 2013 год.
Просмотры (15)