Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа Веры. Часть X

Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа Веры. Часть X

10-й член. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Митрополит Антоний (Паканич). Толкование Символа Веры. Часть XПравославная Церковь признает существование семи Таинств. Первым таким Таинством является Крещение, которое есть, по сути, новым духовным рождением человека. В этом Таинстве человек умирает для греха и рождается для Бога: он очищается от всех грехов, ведь именно грех является препятствием для человека на пути к Богу, и таким образом становится членом Церкви Христовой. Именно поэтому в Символе веры говорится только о Крещении, потому что без Крещения жизнь в Церкви невозможна. Сам Господь говорит о важности Крещения: «…Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). А так как Крещение является духовным рождением человека, оно может быть только единократным. В силу этого в Символе веры исповедуется именно «едино крещение», так как невозможно родиться дважды: ни физически, ни духовно.

Следующее Таинство, которое также является обязательным для православного христианина, – Миропомазание. В этом Таинстве верующему посредством помазания определенных частей тела святым миром преподается особая благодать Божия – дар Святого Духа – которая способна возрастить и укрепить полученную в Крещении духовную жизнь человека.
Таинство Евхаристии, по словам святых отцов, есть Таинством Таинств. Это, по сути, главная цель бытия Церкви. Именно в этом Таинстве человек становится причастником Тела и Крови Христовых. В Таинстве Евхаристии мы соединяемся с Богом и таким образом вступаем в процесс обожения, который начинается в этой жизни и достигает полноты в инобытии – Царстве Божием.
Следующее Таинство – Таинство Покаяния. В этом Таинстве верующий посредством искреннего раскаяния получает от священнослужителя разрешение всех грехов. О том, насколько важно покаяние как испытание собственной совести, особенно перед принятием в себя Евхаристии, говорит святой апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:28–29).
Таинство Брака – это Таинство, которое фактически было установлено еще в раю до грехопадения прародителей Адама и Евы. Это Таинство, в котором двое – муж и жена – становятся единой плотью, и им дается благодатная сила к возрастанию и укреплению их взаимной любви и правильному христианскому воспитанию детей. О важности этого Таинства очень красочно говорит святой апостол Павел, сравнивая его даже с союзом Христа и Церкви: «…Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:23–24; 31–32).
Елеосвящение – это Таинство, предназначенное для людей, которых посетила болезнь. В этом Таинстве посредством помазания определенных частей тела освященным елеем подается благодать Божия, исцеляющая и врачующая как телесные, так и духовные недуги человека.
И, наконец, есть еще одно Таинство, без которого, по сути, невозможно существование других Таинств. Это Таинство Священства. В этом Таинстве человеку мужского пола через возложение епископских рук подается особая благодать к священнослужению. Человек, получивший благодать священства, сам становится совершителем Таинств, а в Церкви сохраняется благодатная преемственность, идущая еще от святых апостолов.
Таким образом, 10-й член Символа веры является прямым продолжением предыдущего – 9-го члена, содержащего веру в Церковь, так как именно Святые Таинства являются плодом и смыслом бытия самой Церкви. Потому что именно в Таинствах Святая Церковь осуществляет свое служение человеческому роду, являющееся продолжением спасительной миссии Господа нашего Иисуса Христа.

10-й член. Исповедую едино крещение во оставление грехов

10-й член Символа веры содержит в себе исповедание единства Крещения, под которым подразумеваются все Церковные Таинства.
Именно в Таинствах Святая Церковь осуществляет свое служение человеческому роду, являющееся продолжением спасительной миссии Господа нашего Иисуса Христа.

Портал «Православная жизнь»

Русская Православная Церковь, Кубанская митрополия, Тихорецкая епархия, Кавказское благочиние, Приход Свято-Никольского храма станицы Кавказской Краснодарского края.

Просмотры (54)

Комментарии закрыты.