Паломничество в августе 2015. Воронеж. Далее — Оптина Пустынь и Шамордино

Внешнее монашество было очень символично: (одежда, коленопреклонение и т.д.), внутреннее монашество — достижение чистоты. Те, кто привык к внешнему деланию, не понимали, что значит борьба со страстями, очищение сердца от дурных наклонностей путем откровения помыслов, послушание. Сам преподобный Моисей считал себя недостойным и был погружен в настоятельские обязанности. Для этого необходим был человек опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твердый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким был старец Леонид, в схиме Лев, преемник Паисия Величковского. Его приглашает на жительство в свой монастырь Моисей в начале 19 столетия и поручает руководство братией. Старчество длилось в течение ста лет, каждый старец оставлял ученика. Образно Оптина явилась жемчужиной России, драгоценнейшей чашей, куда сливалось лучшее вино России. «Старчество» это есть установление свято-отеческое, и история монашества дает нам много примеров и высоких образцов этого служения. В древние времена в обителях, основанных великими пустынножителями, «старчество», т.е. духовное руководство было общим, обязательным правилом. Об этом предмете много говориться у Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина и др. Сущность его состоит во взаимных обязанностях старца и ученика: старец берет в духовное руководство ученика, обязуется перед Богом представить его чистым и непорочным, для чего он, с отеческой заботливостью следит за внешней и внутренней жизнью своего духовного чада. Со своей стороны, и ученик обязан всецело предать себя старцу, иметь к нему беспрекословное послушание, безусловную веру и полную всестороннюю откровенность.
Если выделить самые главные достоинства Оптины этого времени, то первое – это преемственность. Не было ни одного дня в жизни монастыря без опытного руководства. Второе — это издательство, в это время в Оптиной начинает издаваться духовная литература, труды отцов древности, которые писали о законах движения души к бесстрастию. Через Оптину Россия наполнилась духовными книгами. В обитель стали приезжать писатели Н.В Гоголь, Ф.М.Достоевский. Третье отличительное качество — всенародное служение. В монастыре окормляется весь православный народ, едет с вопросами, нуждами, неразрешимыми проблемами, духовными и телесными болезнями. Льнули к монастырю и мещане и дворяне, и бедные и царствующие, ехали за разрешением недоумений. Четвертое качество — это соборность, единство и царство отцов почивших и живущих.
Сердцем Оптиной Пустыни, местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый Оптинский Скит св. Иоанна Предтечи. Основанный при Оптиной Пустыни Скит давал возможность более строгой безмолвной жизни и укреплял духовно саму обитель. «Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит свое зло и содрогнется. Так мелочны кажутся все вожделения, которыми живут люди, и так хочется забыться и уйти подальше от всего, и станет тоскливо, что так любится то, что так недостойно любви». (Е.Н. Поселянин).

Просмотры (240)

Комментарии закрыты.