В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. В 1923 году организуется новое карательное учреждение значительно большего масштаба — Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключенных плотно заполняли помещения кремля и отдаленных скитов. Осужденные жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских помещениях. В лагере томился выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский; историки — В.П. Никольский, Н.П. Анциферов, В.В. Бахтин, М.О. Гордон; поэты и писатели — Б.Н. Ширяев, Л.М. Могилянский, В. Камецкой, О.В. Волков; художники — О.Э. Браза, К.Н. Половцев; профессор Московской консерватории Н.Я. Выгодский; крупнейший исследователь древнерусской литературы Д.С. Лихачев и др. В период Великой Отечественной войны в стенах монастыря располагается учебный отряд Северного флота. В 1961 году государственными учреждениями была начата реставрация «храмов, хозяйственных и других строений Соловецкого монастыря». В 1974 году организуется Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. С первых лет «перестройки», особенно после празднования 1000-летия Крещения Руси, началось общественное движение за передачу Соловков Русской Православной Церкви. Уже в 1989 году об этой проблеме заговорило и церковное Священноначалие. Архиерейский Собор, посвященный 400-летию введения патриаршества на Руси, обратился к руководству страны с просьбой передать Соловецкий архипелаг Церкви. Широкая общественность, среди них были С. Ямщиков, Д. Лихачев, А. Солженицын, также требовала отдать Соловки. Одновременно появился ряд публичных выступлений музейных работников которые были категорически против любого присутствия «церковников» на островах. Возрождение Соловков началось в декабре 1988 года, когда на островах был создан церковный приход. Служить там был поставлен иеромонах (ныне игумен) Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков. 25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и назначить временно исполняющим обязанности наместника игумена Германа. Осенью того же года на Соловках появились и первые послушники. Первые богослужения в обители проходили во вновь устроенном домовом храме, освященном в честь Собора Соловецких чудотворцев и расположенном в северном дворике монастыря, на втором этаже в корпусе справа от входа в Никольские ворота. Ранее переданный обители собор святителя Филиппа находился в плачевном состоянии и для богослужений был непригоден. Не все обстояло гладко и в отношениях с местными жителями. Отлучились монахи на материк, чтобы пополнить запасы провизии, а когда вернулись застали пепелище. Спалил кельи человек из местных, нанятый на работу, но вскоре изгнанный за прогулы. Нелюбовь к монахам за 70 лет безбожия население впитало основательно. По словам нынешнего наместника монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), его предшественник очень много потрудился, чтобы пробудить веру местного населения. Монастырь постепенно начинает обзаводиться своим хозяйством. В Москве, в храме Великомученика Георгия, что рядом с гостиницей «Балчуг», было открыто подворье монастыря. Его настоятелем стал отец Мефодий. В 1992 г., спустя два года после своего избрания на первосвятительский престол, Патриах Московский и всея Руси Алексий II решил посетить Соловки. Монастырская жизнь на островах только зарождалась, хотя и венчала долгую борьбу за передачу монастыря Церкви. К своему паломническому визиту Его Святейшество приготовил достойный подарок. Церкви были возвращены святыни — мощи основателей Соловецкой обители Савватия, Германа и Зосимы, сопровождая которые Патриарх и прибыл на остров. Обычно, если группа православных верующих собирается съездить в монастырь, она должна обратиться с просьбой принять ее в обители. Здесь есть человек, который занимается паломниками, он и рассматривает письма, определяя время посещения Соловков. Ответное письмо служит приглашением. Вместе с ним высылается специальная памятка. По древней традиции, паломника в течение трех дней будут бесплатно кормить, разместят на ночлег, ознакомят с историческими и духовными святынями. Если он намерен прожить на острове длительное время, то должен по благословению потрудиться на нужды обители. Соловки — не закрытая зона, и все желающие могут посетить острова, помолиться вместе с братией на богослужениях перед святыми мощами Савватия, Германа и Зосимы.
Источник: http://days.pravoslavie.ru/Hram/927.htm
Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря — http://solovki-monastyr.ru/abbey/development/
Просмотры (571)