Евангелие запрещает не только лгать и клеветать, но даже укорять других в действительных пороках, если нас не уполномочивает на это должность или священный сан. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,1–5).
Если нас вовлекают в осуждение, нельзя молча слушать или, тем более, соглашаться с ним, но, по совету прп. Иоанна, должно ответить: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Так ты сделаешь два добрых дела и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть — чтобы никого не осуждать. (Лествица. 10,7). Рассказывают про одного монаха, который жил очень нерадиво, и когда он умер, то настоятель монастыря думал, что тот погиб. Он молил Бога, чтобы Бог открыл ему участь умершего. И вот, в видении игумен увидел монаха в Раю. Он удивился и спросил его: «Как же ты смог спастись, живя так нерадиво?» На это монах ответил: «Если бы Бог судил меня, то я бы, конечно, погиб. Но в этой жизни я ни разу никого не осудил, и Господь исполнил Свое обещание: “Не судите, и не будете судимы” (Лк.6,37) и потому спас меня».
Чтобы избежать падения в эти грехи, надо обуздывать свой язык. По словам апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие… Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.1,26; 3,2). Всякий понимает, что тот, кто может управлять своим языком, истинно свободен и исполнен благородства Христова.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
Последняя из десяти заповедей запрещает не внешние действия, а их причину — злые желания. И это понятно. Ведь не будь злых желаний, не было бы и никакого преступления. Разве убийца пошел бы убивать, не разгневавшись? Разве впадали бы в прелюбодеяние те, кто не захвачен похотью? Господь сказал: «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф.15,18–20). Поэтому необходимо, по слову Соломона, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч 4,23). Ведь если отравлен будет родник твоей жизни, то яд неудержимо разольется по тебе, и как тогда тебя излечить? Потому христианин должен очищать себя от всякой скверны плоти и духа, творя святость в страхе Божием (2Кор.7,1).
Но главная страсть, против которой направлена эта Заповедь, — это зависть, которую свт. Василий Великий определяет как «скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях» (Беседа 11. О зависти). Ведь чего бы ни было у завистника, ему все равно будет мало. Недаром Писание запрещает есть и дружить с завистниками (Притч 26,3), ибо дружба усиливает эту страсть. По прекрасному описанию свт. Василия, «завистливых можно узнавать несколько и по самому лицу. Глаза у них впали, брови нависли, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью, ни все прочее достойное соревнования и внимания… завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое» (Беседа 11. О зависти).
Зависть — причина всеобщей гибели, ибо, когда зависть обуяла дьявола, смерть вошла в мир. По зависти Каин убил Авеля. По зависти иудеи убили Господа Иисуса. К сожалению, сейчас нарушать Десятую Заповедь считается сейчас чуть ли не добродетелью. То, что раньше все презирали как зависть, теперь называется гордым именем «правдоискательства», «поиском социальной справедливости». И все кому не лень возмущаются машинами, квартирами и коттеджами других. Главная тема многих разговоров — «почему ему можно, а мне нельзя?» А ведь это прямое нарушение воли Вседержителя!
Причем злом является не только «черная» зависть, но и «белая», то есть не только желание конкретной вещи, но и такой же. Христиан должен уметь быть довольным тем, что у него есть. По слову апостола Павла, «великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6,6 –8).
А страшную страсть зависти нужно побеждать сорадованием и стремлением победить того, кому завидуешь, в добродетелях. Это соревнование единственно прекрасно, и для того в человека вложен азарт. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12,15), — заповедует Апостол. И очищайте свое сердце частым призыванием сладчайшего имени Иисуса, делая сердце свое местом Бога, подобным «работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное» (Исх.24,10).
Такова азбука, исполняя которую, мы сможем узнать волю Бога. Но кроме знания букв, необходимо умение их правильно применять. Если угодно, надо знать духовную грамматику и синтаксис. Десять Заповедей — это фундамент здания святости, но как без него не построишь дом, так и одного его недостаточно для жизни. А ведь дом нашей души строится не для нас, а для Святой Троицы, как сказано, «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» (2Кор.6,16). И еще Христос сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14,23).
Источник: Священник Даниил Сысоев. Закон Божий. Введение в Православное христианство. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева»
Просмотры (119)