ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ ЧАСТЬ 2
Священник Даниил Сысоев. Закон Божий. Введение в Православное христианство.
ДВЕ ЗАПОВЕДИ ЛЮБВИ
Господь наш Иисус Христос сказал, что все заповеди Закона сводятся к двум:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37–39).
Согласно первой заповеди любовь к Богу должна пронизать все наши душевные и телесные силы. А вторая требует, чтобы ту любовь, которую мы имели к себе, мы распространили и на ближних. Ведь мы любим себя, даже если мы поступаем плохо, но при этом со злом стараемся бороться. Таков же должен быть принцип нашего отношения ко всем людям. Мы любим человека, ненавидя его грех.
АЗБУКА ДОБРА — ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ
Но для того, чтобы вполне усвоить заповедь Христа, необходимо сначала усвоить азбуку святости. Такой азбукой являются Десять Заповедей, данных Богом через пророка Моисея на горе Синай и написанных перстом Божьим на двух скрижалях (каменных досках). По словам свт. Иринея Лионского, Господь «предъустроял человека посредством Десятисловия в дружбу Свою и в согласие с ближним: это, конечно, было полезно для самого человека, так как Бог ни в чем не нуждается от человека» (Против ересей 4. 16,3). И христианам необходимо пройти эту начальную подготовку, чтобы дойти до дружбы с Богом.
Но сначала приведем сам текст этих Заповедей:
«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
(1 Заповедь) — Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лиц ем Моим.
(2 Заповедь) — Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(3 Заповедь) — Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
(4 Заповедь) — Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(5 Заповедь) — Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
(6 Заповедь) — Не убивай.
(7 Заповедь) — Не прелюбодействуй.
(8 Заповедь) — Не кради.
(9 Заповедь) — Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
(10 Заповедь) — Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 1–17).
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ.
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Словами «Я Господь, Бог твой» Творец указывает на Себя как источник нравственного закона. И потому необходимо познавать Бога, учиться у Него, служить Ему и хвалить Его для того, чтобы угодить Ему.
Желающий познать Бога должен использовать для этого и ум, и сердце. Ведь, по слову Господа, «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5 8). Ум должен погружаться в изучение Откровения Господа и чтение творений святых. Воля должна упражняться в добродетелях, а сердце — пребывать в молитвах, уклоняясь от всякого вида зла. Тогда Творец откроется человеку и станет его Богом. Как и Сам Он сказал: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,2).
Чтобы достигнуть постоянства в богопознании, необходима крепкая вера в Бога, страх Божий и память Его, которая еще называется «хождением пред Богом».
Истинная вера укрепляется благоговейным чтением Библии, молитвой и слушанием поучений о Боге в храме.
Страх Божий — это и благоговение перед могуществом Творца, и страх наказания, и боязнь потерять награду. Апостол Иоанн говорил, что «совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18). Но благоговение перед Небесным Отцом остается всегда. По словам прп. Макария Великого, обращенным к Богу, «даже когда душа моя едина с Тобой, то и тогда я знаю, что Ты Господь, а я раб, Ты Творец — а я творение».
Хождение пред Богом — это постоянная, деятельная память того, что Господь вездесущий все видит, все слышит, все знает и воздаст каждому по делам его. Царь Давид так описывал эту прекрасную добродетель: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс.15,8). Водимый этой добродетелью Енох был вознесен на Небеса и не умер до сих пор, Ной был спасен от Потопа, Авраам стал отцом верующих.
Храня эти добродетели, поклоняясь и служа Богу, призывая Его на помощь, человек познает Творца и чрез это достигает жизни, неподвластной тлению.
Но как исполнение заповеди дает жизнь, так и нарушение ее приводит к гибели. Кто же нарушает эту Первую Заповедь? Это те, кто отрицают само существование Господа, — безбожники. Писание приравнивает их к сумасшедшим: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс.13,1).
Также грешат против этой Заповеди многобожники, кланяющиеся вместо Творца многим богам, за которыми скрываются злые духи; неверы — не доверяющие Господу и отвергающие Его откровение; отступники — отрекшиеся от истинной веры или ради страха, или для мирской выгоды; суеверы — вместо Бога верящие в приметы или, например, старые книги.
Отвергают эту Заповедь и еретики, извращающие веру, и раскольники, отделяющиеся по личным причинам от Православной Церкви.
Но особенно страшным грехом является магия и волшебство, когда вместо Творца кланяются силам зла, падшим ангелам. Это часто называют биоэнергетикой, «народным целительством», экстрасенсорикой и т. д. Но все это оценивается Богом так: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19,31).
Также грешат против этой Заповеди и те, кто, будучи формально православными, или впадают в отчаяние, не веря в то, что Бог может спасти их, или ленятся ходить в храм и вообще молиться, или любят творение больше Творца. Человекоугодники и люди, надеющиеся на человека, также согрешают против нее, и в «награду» себе получают разочарование в людях. Ведь чтобы не разочаровываться, надо не очаровываться.
Просмотры (89)