ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ

ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИ

Бог, по милости Своей, оставил нам откровение ЗАПОВЕДИ ГОСПОДНИСвященник Даниил Сысоев. Закон Божий. Введение в Православное христианство.

ВЕРА И ДЕЛА

Без Православной веры невозможно спастись от вечных мучений. Но одной веры недостаточно для того, чтобы угодить Богу. Как сказал апостол Иаков: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2,26). И это естественно! Ведь при наличии здравого рассудка верящий в праведного Бога будет беречься делать неправду, верящий в любящего Господа должен избегать ненависти, а вера в Судью предостережет отвсякого зла.
Более того, христиане не просто знают Бога как далекого Законодателя. Для нас Он — любящий Отец и Спаситель. А потому будет естественно и проявить свою любовь к Нему. А как это сделать? Христос сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14,23–24).
Итак, для христиан исполнение заповедей — это не моральный долг и не какая-то нравственная норма, основанная на утверждении «это хорошо, потому что так надо».
Для нас исполнение заповедей — это условие дружбы между Богом и человеком, это залог любви Творца и твари.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?

Но почему Богу нужно, чтобы мы делали то или другое? Что такое добро и зло?
Христиане верят, что добро — это свойство Самого Бога. Как писал прп. Максим Исповедник, «добродетели существуют безначально», ибо они — нетварные силы Господа. Поэтому всякий делающий добро по воле Господа делает его Божьими силами. И всякий, кто, постоянно делая добрые дела, учится всем добродетелям (т.е. добрым делам, вошедшим в привычку), становится похож на Бога, достигает богоподобия.
Зло — это нарушение воли Бога, беззаконие, злоупотребление хорошими свойствами созданной Богом природы. Зло не имеет сущности и возникает тогда, когда свободная воля разумного существа неправильно употребляет дар выбора. Злые поступки, вошедшие в привычку, называются страстями (т.е. вызывающими страдание и лишающими человека свободы), и если с ними не бороться, то они разложат природу злодея. Ведь в конечном итоге грех порождает смерть как временную, так и вечную.
Конечно, Творцу не угодно, чтобы Его творение погибало, потому Он и запрещает зло.

ДОБРОДЕТЕЛИ И БЛАГОДАТЬ

Раз добродетель — это отблеск Божественной природы, то очевидно, что исполнять их без помощи Самого Господа невозможно. По словам Христа Спасителя, «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).
Членам Православной Церкви ее Глава, Христос, посылает благодать, при помощи которой мы можем совершать даже самые великие дела. Благодать — это нетварная сила Бога, подаваемая Духом Святым через Таинства в силу искупительной жертвы Христа.
Но действовать благодать не сможет, если не будет желания самого человека. Поэтому и говорит русская пословица: «на Бога надейся, и сам не плошай». Желающий спастись человек должен и прибегать к помощи благодати, и делать все, что от него зависит в деле добра. И его усилия на копейку Бог примет как на рубль. По словам прп. Макария Великого, Господь совершает в нас все дела, а потом награждает нас, как будто мы сами сотворили их.
Но при этом Христос требует от нас: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17,10). И это справедливо. Ведь все дела добра нужны никак не Богу, а нам самим. Представим себе, насколько глупым было бы, вкусно поев и выспавшись, требовать себе за это еще награду.

СОВЕСТЬ

Но как определить, добрым или злым является то или иное дело? Некоторые говорят, что они сами определяют для себя, что такое добро, а что такое зло. Такой подход крайне ошибочен, потому что в результате человек может оправдать (и оправдывает) любую мерзость. Кроме того, такой подход глуп еще и потому, что человек не творил себя и своей природы, он не знает себя самого до конца, как не знает он и будущего, а потому те правила, которые он установил себе сегодня, могут навредить ему завтра и даже привести к гибели.
Другие говорят, что надо следовать тому, что установило общество. Но это не выход. Ведь общество состоит из таких же людей. И если один человек не знает будущего, то разве чем-то лучше миллион? Разве толпа не оправдывала массовых убийств? Так что и общество не способно научить нас добру.
Итак, необходима не человеческая мера добра и зла. Это и неудивительно, учитывая, что добро есть отблеск Божественной Жизни. И Всемилостивый Господь дал каждому человеку услышать Свой голос. Этот голос Бога в человеке, передаваемый через Ангела Хранителя, называется совестью.
Ап. Павел пишет: «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,14–15).
Каждый человек чувствовал голос совести — тяжесть и скорбь после совершения греха и легкость после доброго дела. Если человек всегда будет слушаться голоса совести, правильно веруя, он спасется.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ

Но, к сожалению, люди часто не подчиняются велениям совести, подавляют ее неправдой, и в результате голос ее становится все глуше. И в конце концов злодей оказывается одним из «сожженных в совести своей» (1Тим.4,2). Но еще до того, как человек дойдет до такого страшного состояния (а оно называется духовной смертью), голос совести в нем искажается, сердце ожесточается, разум омрачается. И в результате даже тот отзвук Божьего голоса, который до него доходит, он извращает, оправдывая зло и даже считая, что этим угождает Богу. По словам прор. Иеремии, «стыдятся ли они,  делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими» (Иер.6,15).
И чтобы эта страшная болезнь духа не лишила человека ориентиров, Творец дал нам не только естественный закон — совесть, но и письменный Закон, при помощи которого мы можем отличать добро от зла (продолжение следует).

Закон Божий Даниил Сысоев2Источник: Священник Даниил Сысоев. Закон Божий. Введение в Православное христианство. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева»

Просмотры (174)

Комментарии закрыты.