Великорецкий крестный ход в 2025 году. 3 – 8 июня. Великорецкое. Обратный путь
Проснулся ранним утром (половина третьего) и к ранней литургии в Свято-Преображенский храм. Как- то так повелось, что, начиная с 2013 года, стали ходить на Богослужение именно в этот храм. Незабываемая торжественная служба, красивый, но иной мотив церковного пения, проникновенная проповедь и большое распятие высоко под куполом храма, с которого смотрит Христос. Литургию совершил знакомый многим крестоходцам нашего храма игумен Тихон (Меркушев), долгое время ранее являвшийся игуменом Великорецкого Никольского монастыря. В 2015 году он приезжал в гости в наш храм.
После службы спустился к реке Великой (в это время шла литургия на берегу реки). Какая красота, радость и тишина в душе. Днем, крестный ход на Святой источник, освящение воды в реке Великой и теплые, освежающие воды, всплески от погружающихся со словами молитвы «во имя Отца и Сына, и Святого Духа», людей. Русь Православная – пронзительная красота и величие. Святителю отче Николае, сподоби нас грешных на следующий год: «вернуться с надеждой и грустью, туда, где икона плывет по росе над Вяткой, над Родиной Русью».
В этот день в доме радушных хозяев Евгения и Оксаны познакомились с семейной парой из города Омутнинска, прихожанами Свято-Троицкого храма, Лидией и Алексеем Залесовыми. Как оказалось, Лидия тоже ведет страничку храма в ВК, было интересно поделиться тем, кто что может, кто что знает. Да и вообще обо всем. Получилась теплая и душевная беседа. Лидия также знакома с отцом Тихоном. От нее мы с Владимиром узнали, что примерно в шесть вечера на берегу реки Великой, батюшка читает Акафист святителю Николаю. Решили, что не можем такое пропустить и к шести часам спустились к реке Великой. Нас было сравнительно не много (30-40 человек), а общая молитва, негромкий голос отца Тихона, настроили на нужный лад.
После акафиста вернулись к ужину. После трапезы, неспешная беседа о жизни, о вере, о крестном ходе с хорошими людьми. Около 10 часов вечера отбой, завтра в два часа ночи или утра (светает рано) в обратный путь.
Утро пятого дня. Встали рано, быстро собрались, попрощались с братом Николаем Буденным и уже 01-30 были у Никольского храма, ожидая окончания молебна и выхода иконы. С Владимиром успели неспеша прочитать Акафист святителю Николаю. А перед самым началом хода обнялись и попрощались с супругой Алексея Валентиной, которая встала рано проводить икону, да и нас в обратный путь.
Обратный путь нелегкий, по долинам и по взгорьям, очень частые затяжные подъемы. Незаметно пролетело время, вот и первый привал. Слава Богу, удалось постоять на молебне, а затем, отдохнув, пошли дальше. Погода хорошая, идем быстро. Скорее хочется увидеть красивый Медянский лес.
Это самый живописный привал на всем пути. Лежишь на привале в лесу под сосенкой и взор твой в небо, а по небу плывут необыкновенной красоты облака. Набежали тучи, слегка поморосил дождик.
После привала дальше в путь. Впереди не менее колоритная Медянская красная горка.
Местная достопримечательность и причина всяких курьезов у крестоходцев. Потому что если попадешь на восхождение в дождичек, то потрудишься на славу, разъезжаются ноги по красной глине, а сил преодолеть подъем нет. Вот тут и место чувству юмора разыграться. Но нам «не повезло» познать этого приключения, горка была сухая и мы быстро ее преодолели. А с нее хорошо видно, насколько далеко растянулся крестный ход. В селе Медяны1 тоже большой привал для отдыха. Подкрепившись, отдыхаем, набираемся сил. Разгладываю Свято-Троицкий храм. Эта каменная церковь была построена в 1770 году с дозволения епископа Варфоломея на средства и усилиями прихожан. Храм построен в виде корабля. Автор проекта неизвестен. Каменная пристальная церковь по построению освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 26 октября 1771 года протоиереем Спасского собора г. Вятки Федором Маракулиным. В 1774 году за построением каменной церкви старую деревянную церковь разрешено разобрать. В 1777 году была построена главная холодная церковь и освящена 26 октября 1777 г. протоиереем Кафедрального собора г. Вятки Лукою Юферевым в честь Святой Троицы. В 1938 году церковь была закрыта. Решением райисполкома передана под культурные нужды. Были сброшены колокола, снесены купола. Впоследствии здание было приспособлено под тракторные мастерские колхоза. В 1989 году мастерские перевели в специальное помещение. С 1991 года возобновились службы, первые из которых проводились отцом Геннадием в пристроенной церкви. С 1992 года службы проводятся в молельном доме во имя Святой Троицы.
Помню, как в первый крестный ход в 2013 году, любопытство преодолело чувство самосохранения и мы все таки зашли в разрушенную церковь. Внутри все поросло травой, везде лежали сложенные обвалившиеся кирпичи. Нас с женой поразило изображение Архангела на кирпичной стене, чудом сохранившееся, живой проникновенный взгляд. Тогда мы подумали, что это Архангел Михаил. Позже прочитали, что единственная сохранившаяся роспись – это фрагмент «Страшного суда». Изображен Архангел, у которого в одной руке весы, в другой меч. Есть предположение, что это копия известной работы Виктора Васнецова, которую он писал для Владимирского собора города Киева. Прошло 12 лет, храм восстановили. Много сил и труда вложил в ее восстановление настоятель протоиерей Андрей Дудин и местные прихожане. Отец Андрей сам неоднократно принимал участие в Великорецком крестном ходе, в 2015 году нам довелось с ним немного поговорить и сфотографироваться на память. Радостно на сердце, что восстанавливаются храмы, оживают приходы, возвращаются люди в лоно Православной церкви.
Во второй половине дня чувствуется накопленная усталость, но мы не унываем и идем. Вот и последняя ночевка в поселке городского типа Мурыгино, в парке, на берегу реки Вятка. Нас ждет на ужин свежеприготовленная Алексеем и Валентиной уха. Вкус необыкновенный. За трапезой уже узнаем, что вкусна она от того, что приготовлена с молитвой. После ужина неспешно беседуем. А перед сном вышел к берегу реки Вятка, вспоминал как были с женой здесь в первый раз в 2013 году, в 2019 году вместе с младшим сыном Иваном.
Уснули быстро, вот уже и утро последнего дня. Как быстро время пролетело. Недолгие сборы, заметно полегчали рюкзаки. Пошла икона и мы за ней через некоторое время. Дорога пролегает между сосновым лесом слева и рекой Вятка с правой стороны. Первый привал в Гирсово, Великая Вечерня с коленопреклоненными молитвами. После Гирсово вскоре выходим на асфальт и уже путь-дорожка навстречу цивилизации. Закончилась грязь, это конечно радует, но путь по асфальту по-своему труден. Вот уже и Киров, вернее большими буквами надпись, у которой все фотографируются. Кто первый раз идет – радуются, что уже почти дошли, потому что не знают того, что еще предстоит долгий путь, до города километров семь-восемь и по городу еще несколько километров. Мы идем по правой полосе, движение перекрыто, а по левой навстречу мчатся машины, совсем иная жизнь. Закончился мост, и вот уже идем по улице, слышны колокола встречающей церкви Новомучеников и Исповедников Российских. У церкви привал, всех кормят. Брат Владимир принес тарелку вкуснейшего горохового супа, ну и компот! Отдохнув вслед за иконой направляемся к конечной цели – Трифоновому монастырю. Вышли на прямую, идущую на восток, улицу Московскую. Владимир показал на видневшееся вдали (несколько километров) здание, вот до него нужно дойти. Шли долго часа 2-2,5 часов, тяжело, жара, асфальт. Но цель близка. И вот уже слышны колокола Трифонова монастыря.
Слава Богу! Дошли. Здесь мы на время расстались с Владимиром, чтобы завтра опять встретиться у Алексея и Валентины в Бурмакино. Немного передохнув, двинулся к расположенному рядом Серафимовскому собору, где меня ждала машина Алексея. Быстро доехали до Бурмакино. А там – баня, теплая встреча и вкуснейшая трапеза за гостеприимным столом. После ужина еще долго разговаривали, смотрели смонтированный Алексеем фильм про его первый Великорецкий крестный ход в 2008 году. Хочется особенно тепло рассказать об этом человеке, который уже много лет несет послушание сопровождать Крестный ход. Волей Божией (иначе не скажешь) мы с ним познакомились еще в 2013 году в наш первый с женой ход. Начиная со 2-го перехода он взял у нас палатки, а на следующий день и спальники, которые значительно утяжеляли наши и так немалые рюкзаки и сказал, что встретит нас в Бобино, где был запланирован первый ночлег. Когда мы уставшие еле плелись по Бобино и думали, что неплохо бы чего-то перекусить и упасть, он радостный встречал нас, проводил до уже разбитого лагеря, где кроме нашей стояло еще 5-6 палаток. Был готов вкуснейший ужин, с горячей едой. Кто был в Крестном Ходе, тот знает цену каждой минуте отдыха, цену заботы о тебе других людей, побеспокоившихся о твоем ночлеге, запасе воды на следующий день. А за ужином своим вниманием и добрым юмором он снимал нашу усталость. Если рядом оказывались еще люди, он от всей души приглашал к столу и кормил.
Все трудности Хода Алексей знает не понаслышке, потому что, когда ход начал возрождаться, он, военный, со своими солдатами (тогда еще не было организовано сопровождение МЧС) сопровождал крестоходцев весь их путь. Потом, уволившись со службы, он неоднократно ходил и сам, вместе с женой, а потом и с детьми и внуками.
Получив благословение, стал сопровождать крестоходцев на машине, помогая перевозить палатки и вещи, организовывать питание и ночлег. Много историй поведал нам Алексей из свой крестоходной жизни. В этот раз, уже в Бурмакино, сидя за столом, он рассказал случай о такой разной человеческой благодарности и смирении: «В одном из первых Крестных ходов, когда дороги были еще трудно проходимыми, на одном сложном участке пришлось ему с мужиками рубить деревья и укладывать их на сильно размытую и расквашенную дорогу. Когда уложили, подошел человек обычный, ничем не примечательный и начал вдруг ругаться, что легче-то не стало, что переходить все равно не удобно. Побранился, перешел и побрел дальше, оставив на сердце у людей горькое чувство обиды и непонимания. Подошел другой человек на костылях, ноги которого были расслаблены и он с трудом передвигался, уповая на волю Божью и силу своих рук. Тихо попросил: «Мужики помогите, сам я не преодолею, даже по бревнышкам». Быстро соорудили носилки и перенесли. «Спасибо вам, братцы»- и тоже побрел дальше, оставив на душе тихое чувство радости и уважения к неприметному чувству человеческого смирения и подвигу терпения своей немощи».
После беседы молитва и крепкий сон. На душе тихо, радостно и покойно, словами не передать.
Мысли, почему же я снова пошел? Если обычное путешествие по определенному маршруту может быстро наскучить и стать неинтересным, появляется тяга к новым местам, то Крестный ход — это нечто иное, имеющее духовную глубину и силу, которую нам до конца не изведать. Вот поэтому-то люди со всех уголков нашей бескрайней Родины, по воле Божьей, побывав хоть раз в этих благодатных местах, идут снова и снова: кто в третий, кто в седьмой, а кто, как брат Владимир и в четырнадцатый раз. Забываются трудности, вспоминаются добрые братские отношения, радость встреч на привалах со своими Свято-Никольскими прихожанами. Красота русской земли, праздничная таинственная ночная литургия. Загадочное село Горохово, полное отсутствие ощущения времени, этого измерения, значительно ограничивающего твои возможности.
Девятое июня. Вечером поезд. А пока еще один день у гостеприимных хозяев. К обеду приехал брат Владимир с супругой Олесей и сыном Николаем. За трапезой время пролетело незаметно. Пора прощаться. Фотографируемся на память. Вот и все. Надеюсь, Господь сподобит и на следующий год вернуться в эти благословенные места.
Кто-то сказал в ходе, что чудеса-то — это дело обыкновенное. Обыкновенное, да не совсем, дело Божие, для Него – обыкновенное.
Одиннадцатого июня в 16:07 вернулся домой. Встречали супруга с братом Вячеславом.
Слава Богу за все! Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
P.S. Благодарим священство и всех прихожан Свято-Никольского храма, которые молились за путешествующих крестоходцев и ждал нас домой. Спаси Вас Господи!
___________________________________
1 село Медяны
Село Медяны, расположенное в Кировской области, впервые упоминается в 1671 году как погост с 5 дворами. Церковь на Медяне существовала ещё раньше, с 1629 года. Старинное Вятское село Медяны впервые упоминается в писцовых книгах Доможирова и Толочанова 1629 года и писца Караулова 1654 года. В это время в селе уже стояли две церкви теплая Димитрия Солунского и церковь холодная Пророка Илии[3].
Деревянные церкви обветшали и на их место построили новую деревянную церковь во имя Святого Димитрия Солунского с приделом в честь Святого Пророка Илии. В первой половине XVIII столетия, вместо этой церкви, была построена новая деревянная же церковь в честь Святого Великомученика Димитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы[4].
В 1750 году, по прошению причта и прихожан, указом Духовной Консистории, от 19 июня за № 633, разрешено ветхую деревянную придельную церковь разобрать.
В 1753 году причт с прихожанами обратились к Епархиальному Начальству с просьбою о дозволении построить каменную церковь во имя Святого Димитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Постройка сего храма разрешена указом Духовной Консистории, от 4 августа за № 509. К марту месяцу следующего года были заготовлены материалы. Указом Духовной Консистории, от 11 марта 1754 г. за № 398, позволено приступить к закладке храма. Каменная придельная церковь, по построении, освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы[5].
В 1818 году построено здание колокольни, а в 1878 году теплый храм перестроен, расширен и в нём вновь освящены два придела в честь Сретенья Господня и великомученика Димитрия Солунского. В 1870 году приход церкви состоял из 105 населённых пунктов (399 дворов, 6587 человек)[2].
В начале XX века в настоятелем храма был известный вятский проповедник протоиерей Николай Зубарев. В это время причетником Троицкой церкви был Владимир Яковлевич Агафонников. Трое его сыновей Александр, Николай и Василий стали священниками и в годы сталинских репрессий расстреляны на бутовском полигоне. Юбилейным архиерейским собором 2000 года все они были причислены к лику новомучеников. В г. Подольске Московской области во имя священномученика Николая Агафонникова был освящен храм[6].
В декабре 1939 года году храм был закрыт. Купол церкви и верхний ярус колокольни были разрушены. После войны в здании церкви разместили машинно-тракторные мастерские (МТС). Для заезда тракторов в здание алтарь был снесен и на его месте устроены въездные ворота. Здание освободили только в начале 1990-х годов. Более 13 лет церковь пустовала и разрушалась. На крыше бесхозного здания вспыхнул пожар и разрушил кровлю церкви.
В 1991 году в селе создана приходская община. Более десятка лет, пожилые медянцы строили свою приходскую жизнь без настоятеля и священника. Богослужения в молельном доме села Медяны[2], расположившемся в старом доме медянского причта, совершались редко. Первая служба проведена в 1991 году[2]. В октябре 2013 года в приход Троицкой церкви села Медяны назначен настоятель — протоиерей Андрей Дудин. Проведена реконструкция молельного дома. Работы по реставрации Троицкой церкви начались в 2015 году. Полностью восстановлены алтарная апсида и разрушенная часть стен главного храма. В 2020 году Троицкая церковь отметит 250-летия основания.
С древнейших времен село Медяны встречает паломников Великорецкого крестного хода.
В 2017 году на фасаде колокольни установлена особая святыня. Это кованый крест, который был изготовлен по благословению Святителя Ионы архиепископа Вятского и Великопермского вятскими мастерами в середине XVII века и установлен на купол Успенского собора Трифонова монастыря. Крест сохранился в годы лихолетий XX века и после тщательной реставрации занял достойное место на фасаде храма.
Просмотры (60)