Минуло три десятилетия, как начались богослужения и строительство Кавказского Свято-Никольского храма. Вот он в своем величии

Минуло три десятилетия, как начались богослужения и строительство Кавказского Свято-Никольского храма. Вот он в своем величииМинуло три десятилетия, как начались богослужения и строительство Кавказского Свято-Никольского храма. Вот он в своем величии

В один из июньских воскресных вечеров прихожане Свято-Никольского храма станицы Кавказской собрались в церковном дворе, чтобы отдать дань памяти круглой дате.

Задушевный, по-семейному теплый диалог затянулся почти на четыре часа. Собрались прихожане, гости, отец Сергий с настоятелем, отцом Георгием, преподаватели воскресной школы с руководителем Людмилой Копейкиной и друзьями школы Олегом Дмитриевым, Светланой Лопатиной, семей Лавреновых. Вспомнили первые, пожалуй, самые тяжелые годы становления, дарили друг другу музыкальные подарки, слушали юных учениц воскресной школы и педагога Олега Дмитриева. Воспоминания лились, как из рога изобилия.
Минуло 30 лет с тех пор, как в мае 1992 года открыли приход, начались богослужения, строительство станичной церкви.

Добрая весть

Жители станицы, в основном пожилые, обратились к настоятелю Свято-Покровского собора г.Кропоткина отцу Петру Клитовченко с просьбой помочь открыть в Кавказской православную церковь. Тяжело ездить в Кропоткин, сколько десятков лет «катаемся» на общественном транспорте — аргументировали они. Вскоре отец Петр обрадовал вестью: архиепископ Кубанский и Екатеринодарский Исидор дал свое благословение. Ищите помещение. Священника назначит владыка. Наступал 1991 год.

Храм в станице будет

Инициативная группа из нескольких человек отправилась к главе Кавказского района Вячеславу Нехаю. Он предложил старинное кирпичное здание бывшей поморской церкви на восточной окраине станицы. Там одно время располагалось третье отделение колхоза «Путь к коммунизму». Представители старообрядческой церкви возразили: «Это помещение принадлежит нам». Пришлось еще раз обращаться к главе. Тут и я решилась подключиться к инициаторам. На одной из рабочих встреч с Вячеславом Нуровичем Нехаем привела ему доводы, что православный храм должен находиться в центре станицы. Да и подходящая площадка появилась: на центральной улице (напротив магазина «Культтовары»), организация «Кавказэнерго» освобождала старый турлучный дом и просторный двор. То, что нужно. В здании можно служить, а во дворе строить новую церковь. Глава пообещал принять вторую делегацию прихожан и решить вопрос положительно. Так оно и получилось. Это подтвердила на встрече Лариса Козявина.
Как же мы были рады. Принялись мазать стены, забивать норы крыс, белить, а двое мужчин — Михаил и Владимир — взялись за устройство алтаря. Глину накопали под горой и привезли на телеге, известью поделился директор птицефабрики Петр Алексеевич Шамо, три куба досок безвозмездно предоставил председатель Кавказского райпо Михаил Иванович Новиков (в состав райпо входил лесоторговый склад в поселке Мирском). Обычный дом стал церковью. К этому времени владыка назначил настоятелем священника Анатолия Хаустова.
Он поселился с семьей на квартире в Кропоткине, на богослужения приезжал к назначенному часу.

Риск — благородное дело

Пора было копать котлован под новый храм. Встал вопрос: где взять экскаватор и грузовые машины, чтобы вывозить грунт? Вызвался помочь глава Кавказского сельского поселения Николай Иванович Лясковский. Он обратился к командиру инженерного полка, который на тот момент дислоцировался в станице. Тот дал согласие предоставить технику при удобном случае. Случилось это через несколько месяцев, когда настоятеля и казначея в Кропоткине не было.
— Что будем делать? — нервничал глава поселения.
— Будем копать. Я присутствовала на разметке, — ответила ему.
А душу раздирали сомнения: на каком основании принимаю решения за настоятеля? Да, я член церковного совета, но не более. И тут же сама себя успокаивала: если сейчас откажем добровольным помощникам, они могут в следующий раз отказать и нам. Котлован вырыли. Настоятель приехал на следующий день. Смелое решение он одобрил, а Николай Иванович долго еще подшучивал: «Ну что, прораб Васильченко?».
Вспоминаю и удивляюсь: каково же было желание первых прихожан восстановить в станице храм: большой, красивый, чтобы при взгляде на него душа рвалась в небо.
Затем было освящение, закладка камня в основание будущей Свято-Никольской святыни. Мы встречали владыку Исидора. Людей собралось столько, что не хватало мест на пятнадцати сотках церковного двора. Это событие никого не оставило равнодушным. В тот день мы собрали столько пожертвований, что можно было купить 30 тысяч штук кирпича. Надо сказать, и власть шла навстречу прихожанам. Когда в район поступили два миллиона рублей на ремонт памятников культуры, нам удалось доказать, что храм это тоже культурный объект. Эти деньги ушли на покупку бетонных перекрытий. Мы сделали еще один шаг вперед.

Любопытный факт

На вечере воспоминаний отец Георгий комментировал целый видеоряд сюжетов из истории храма. Когда священник остановился на фото, где огромный подъемный кран поднимал в небо большой купол, чтобы водрузить его на храм, вспомнился любопытный факт. Как-то в станичную церковь, когда дежурила в иконной лавке казначей Таисия, и я забежала в обеденный перерыв, зашел странник с посохом и котомкой через плечо. Он огляделся и произнес: «А купол вам подарит англичанин». Незнакомец вышел, а мы не могли прийти в себя от неожиданности и такого пророчества. Рассказали об этом только настоятелю. Со временем в суете и заботах об этом забыли, а через несколько лет пророчество сбылось. Отец Георгий на вечере пояснил, что какой-то американец пожертвовал на изготовление купола 1300 тысяч рублей. Как тут не скажешь: дивны дела твои, Господи. Спустя годы, рассуждая над фактом, прихожу к выводу, что в образе странника приходил Святитель Николай. Он так нас укреплял, поддерживал надежду, что все сбудется. Храм построим.

Жизнь продолжается

Анатолий Хаустов в 1998 году вернулся в Краснодар, где жила его семья, на новое место служения, так и не достроив фундамент церкви. К этому времени пономарь храма Юрий Максимов, которого мы знаем сейчас как отца Георгия, окончил духовное училище. Он принял станичный приход и стал настоятелем Свято-Никольского храма. Строительство продолжилось. Начинать работы молодому священнику опять-таки пришлось с нуля. Корректировали проект, укрепляли фундамент, с мира по нитке собирали средства для приобретения стройматериалов и кирпича — на церковном счете были одни нули. Односельчане, фермеры откликались. Фермер Юрий Ефременко пожертвовал 3000 штук кирпича. Огромную помощь оказывал директор кирпичного завода «Контур» Гулькевичского района Александр Карелин. Он, если можно так сказать, курировал стройку на протяжении нескольких лет. В это время родилась одна из первых традиций нового прихода. Когда с завода «шел» кирпич (в день приходило две, а то и три машины), прихожане дежурили на стройке. Разгрузив машину, ждали другой рейс. Проходило несколько часов. Чтобы люди не оставались голодными, тут же в одной из комнат с печкой готовили обед. Настоятель выбирал добровольных дежурных. Они из пожертвованных продуктов готовили первые и вторые блюда, компот. Общая молитва, общение людей одного духа в работе и за трапезой надолго запомнились многим. Здесь можно было задать любой вопрос священнику, попросить совета, развеять сомнения и спорные моменты.
Храм стал расти, а молодой настоятель и паства приобретали опыт в общении с мирскими людьми, властью. В Свято-Никольский храм на молитву стали стекаться жители нашего и соседних поселений.

Газета «Огни Кубани»

Ольга Васильченко

Фото автора из архива храма

3 июля 2022

Просмотры (85)

Комментарии закрыты.