История заселения станицы Кавказской Кубанскаго казачьяго войска (часть третья)

История заселения станицы Кавказской Кубанскаго казачьяго войска (часть третья)
1794-1894 г.г.

1 Сентября 1894
А. Ламоновѣ. Ст. Кавказская

Въ недалекомъ прошломъ, въ лунные вечера Рождественскихъ святокъ и другихъ зимнихъ праздниковъ, молодежь собиралась на углахъ улицъ, и тамъ дѣвушки открывали общій хороводъ, продолжавшійся иногда за полночь, а парни, кулачный бой. Для боя станица дѣлилась на двѣ «стороны»: одну составляли старожилы съ новодонцами, а другую форштатскіе и хохловки.
Границею служила улица отъ спуска «Срытаго» на сѣверѣ, центромъ боя были тѣже углы, гдѣ собирался хороводъ. Бой всегда начинался подростками, къ которышъ, въ случае отступленія одной изъ сторонъ, постепенно присоединялось человѣка по два — по три взрослыхъ ребятъ, а потомъ и бородатыхъ казаковъ. Въ бою исполнялись изстари установленныя условія, именно: не позволялось бить съ тыла, а также сидячаго или лежачаго и сводить счеты по окончаніи боя. Съ обѣихъ сторонъ были съ разбитыми носами. Бой шелъ во все время хоровода, а какъ только прекращалась въ немъ пѣснь, парни съ той и другой стороны одинъ по одному убывали къ хороводу и бой слабѣлъ, къ полуночи и совсѣмъ прекращался. На другой день вчерашніе враги, сошедшись вмѣсте, со смѣхомъ передавали, кто кому и въ какомъ мѣстѣ «поднесъ тютю» (далъ хорошій ударъ), смѣялись надъ неловкостью того или другого товарища.
Тѣ парни, которые думали скоро жениться, въ кулачномъ бою участія не принимали и большую часть времени проводили при хороводѣ дѣвушекъ, присматриваясь къ нимъ, иногда вызывая изъ хоровода то ту, то другую дѣвушку перекинуться съ нею нѣсколькими словами. Такимъ образомъ въ нѣсколько вечеровъ парень и дѣвушка увидятъ, что они нравятся другъ другу. По старому обычаю, дѣвушка, идя къ хороводу, брала съ собою поджаренныя, подсолнечныя, арбузныя или тыквенныя «сѣмячки», чтобы одѣлять ими парней. Получившій наиболѣе любимыя тыквенныя «сѣмячки» видѣлъ расположеніе къ нему дѣвицы и предпочтеніе его другимъ парнямъ, и старался ласковымъ или смѣшнымъ словомъ показать ей и свое расположеніе. По окончаніи хоровода парень отзывал дѣвушку въ сторону обмѣняться нѣсколькими словами. Нѣсколько проведенныхъ такъ вечеровъ настолько сближали молодежь, что уже дѣвушка смѣло приглашала парня на «сидѣлки» въ указанный домъ, гдѣ будутъ она и подруги, — такъ завязывался узелъ ихъ взаимныхъ отношеній.
Въ настоящее время взрослые парни уже не устраиваютъ кулачного боя, а дѣвицы общаго хоровода. Дѣвицы, особенно дочери старожиловъ, стали щеголеватѣе одѣваться и даже бѣлиться и румяниться, и выходятъ партіями только днемъ, какъ бы на показъ. Извѣстный кружокъ дѣвицъ вечеромъ собирается теперь на ближайшемъ углу улицы только пропѣть одну-другую пѣсню и этимъ дать знать своимъ парнямъ, чтобы тѣ приходили къ нимъ. По старинному обычаю, дѣвушки съ разрѣшенія родителей собираются въ будніе вечера на «сидѣлки» въ какой-нибудь малосемейный домъ съ хорошей репутаціей, каждая съ работою. Подруги знаютъ, кому какой парень нравится, и впускаютъ къ себѣ на «сидѣлки» только тѣхъ парней, какіе имъ желательны. За работой дѣвушки поютъ пѣсни, съ участіем парней, устраиваютъ разныя игры, изъ которыхъ самая употребительная «въ ниточки». Для этого по числу паръ рвутъ изъ пряжи прядки длиною въ ½ арш., которыя дѣвушка наматываетъ на указательный палецъ руки, и одни концы даетъ парнямъ, а другія дѣвушкамъ. Каждая изъ нихъ со смѣхомъ выбираетъ т прядку, которую держитъ нравящійся парень, прядки спускаются съ пальца, и парень съ дѣвушкой держащія одну прядку должны цѣловаться, о чемъ предварительно уславливаются. Дѣвушки наматываютъ прядки по очереди. Поцѣлуи въ играхъ, бывающихъ не одинъ разъ въ теченіе зимы и осени, еще болѣе сближаютъ парня съ дѣвушкой, и онъ послѣ этого не предлагаетъ ей вопроса, желаетъ ли она выйти за него замужъ, а прямо говоритъ, что онъ будетъ ее сватать.
Родители, рѣшившіе женить сына въ извѣстный мясоѣдъ, въ видѣ шутки намекнутъ сыну: «будетъ (молъ) шляться по сидѣлкамъ да чужимъ свадьбамъ: нужно затѣвать свою, а то, не ровенъ часъ, пройдетъ дурная, молва». Родитѣлям обыкновенно извѣстно, какая дѣвушка нравится ихъ сыну, и они в длинные вечера по косточкамъ разберутъ будущую родню. Къ свадьбѣ стараются припасти деньги, продавая излишній хлѣбъ, скотъ, сѣно и пр. и заручаются обѣщаніем зажиточнаго человѣка помочь деньгами въ случаѣ нужды. Прежде съ жениха, вмѣсто денегъ выговаривали быка, корову съ телкомъ, колеса къ возу, или полсть, парусъ, словомъ въ чемъ нуждался отецъ невѣсты. Каъ тогда, такъ и теперь дѣвушка оцѣнивается размѣром взятого за нее выговора, и если кто мало возьметъ, говорятъ: «радъ что хоть этот пришелъ, а то еще сидѣла-бы дѣвкою: говорятъ самъ (отецъ невѣсты) навязалъ». Прежде «выговоръ» достигал 50 руб., а теперь онъ и до 20 руб. рѣдко доходитъ.
Заручившись согласіем сына жениться, родители соображаютъ средства свои и отца предполагаемой невѣсты, а затѣм соображаютъ, сколько купить вина и водки, чтобы достало для своей и невѣстиной родни, касаются нравственныхъ качеств нѣвесты и ея родныхъ и кромѣ того ея физическихъ. Если разсчеты будутъ подходящими, родители приглашаютъ на совѣтъ кого либо изъ ближнихъ родныхъ и снова обсуждаютъ тоже совмѣстно. Сватать ходятъ родители жениха, приглашая еще пользующагося уваженіемъ въ станицѣ родственника или сторонняго человѣка. Во избѣжаніе оговоровъ и осужденій, сватанье начиналось въ глубокія сумерки. Когда сваты войдутъ во дворъ невѣсты, одинъ изъ нихъ произноситъ подъ окномъ въ слухъ молитву: «Господи Iисусе Христе Сыне Божій, помилуй насъ». Дождавшись отвѣта: Аминь!» сватъ проситъ впустить в домъ. Родители невѣсты спѣшно зажигаютъ огонь и приглашаютъ войти. Дѣвица, зная зачѣм пришли гости, непоказывается имъ на глаза. Сваты войдя в домъ и перекрестясь обращаются къ хозяевамъ: «Здорово дневали?» — «Слава Богу», отвѣчаютъ хозяева и просятъ гостей садиться къ столу. Гости садятся къ столу по одну сторону, а хозяева по другую — «какъ поживаете?» спрашиваютъ гости. — «Слава Богу, живемъ себѣ потихоньку. Какъ вы поживаете?» — «Тоже, слава Богу, живемъ родительскими молитвами». Приступать съ первыхъ словъ къ дѣлу не принято, а разговоръ начинается обыкновенно съ того, что интересуетъ въ данное время, напр. зима, погода. Разговоръ ведетъ больше прошеный сватъ, въ которые выбираютъ человѣка находчиваго, знающаго гдѣ нужно прихвастнуть: Вотъ онъ и говорить: «Да вотъ Царь небесный прогнѣвался на насъ: ишь зима — то какая — ни корму дать, ни напоить скотину, то снѣгъ, то дождь, а морозовъ нѣтъ. Корму нельзя привезть за такую погоду: нѣтъ пути ни саньми, ни повозкою. Вотъ Степанъ Ивановичъ (отецъ парня) за погодку управился съ этимъ дѣломъ, а теперь спокоенъ. Да и что ему: онъ за сыномъ отдыхаетъ, теперь все хозяйство за нимъ. А парень-то, надо правду говорить, домовитый, къ хозяйству приловчился, не убравши скотинку не пойдетъ на улицу. —Хлѣбецъ-то нынѣшній годъ, хоть и не такъ-то подроднулъ, а все же надо Бога благодарить. Вотъ Степанъ Ивановичъ четвертей 20 ссыпалъ, къ случаю-то оно и хорошо, не ходить просить». Степанъ Ивановичъ, въ свою очередь, скажетъ слово въ похвалу сына. Затѣмъ, откашлявшись, прошенный сватъ переходить къ цѣли прихода, указываетъ на то, что дочь хозяина Аннушка понравилась сыну Степана Ивановича Ивану, и онъ ей не противень, и что пара была-бы хорошая. Хозяева, выразивъ похвалу жениху и его родителямъ, однако же просятъ сватовъ дать время обдумать дѣло и посовѣтоваться съ родными. Обѣ сторонѣ встаютъ съ мѣстъ, сваты трижды крестятся на иконы и произносить: «Простите!» Хозяева имъ отвѣчаютъ: «Богъ простить!» и провожаютъ сватовъ изъ дома. На слѣдующій день утромъ отецъ дѣвушки созываетъ себѣ на совѣтъ ближнихъ родныхъ, которые и рѣшаютъ участь дѣвушки. Бывали случаи, что до сводовъ женихъ и невѣста не говорили и слова другъ другу и даже не видѣли одинъ другого, потому, что жили на противоположныхъ концахъ станицы. Вечеромъ сваты снова идутъ въ домъ дѣвушки, на этотъ разъ имѣя при себѣ скрытыми, на всякій случай, водку, вино и хлебъ,—«Ну, порадуй насъ добрымъ словомъ, а плохого лучше не говори», обращается Степанъ Ивановичъ къ отцу невѣсты.—Тотъ отвѣчалъ: «Всѣ наши родные дурного о васъ не сказали, и дочь наша согласна, а мы ей перечить нестанемъ, да вотъ горе, что неисправны: вотъ надобы купить на одѣяло, наволоки, нѣтъ нагольной (новой овчинной) шубы, чекменя, надо полость для постели да еще кое-чего рублей на 30». Въ послѣднее время дѣвушки стали предъявлять требованія на мѣщанскія вещи, напр. вмѣсто прежней шубы на ватѣ, обшитой котикомъ, носимой теперь только пожилыми женщинами, и козловыхъ башмаковъ, теперь требуютъ шубку, крытую сукномъ, съ отложнымъ воротникомъ, кофту на ватѣ, крытую дорогой матеріей, къ вѣнцу полусапожки съ галошами и проч. Сообразивъ свои нужды, отецъ нѣвесты объявляетъ размѣрь «выговора»: «Если хотите быть сватами, дайте выговору 30 руб., ведро водки, вина ведро и пудъ баранины». Послѣ продолжительнаго торга о деньгахъ и менѣе о винѣ и водкѣ сваты обыкновенно сходятся на 20 руб., а затѣмъ прошеный сватъ просить всѣхъ встать, помолиться Богу и разрѣшить поставить принесенный хлѣбъ-соль. Начинается «пропой» на который приглашаются близкіе родственники дѣвушки, а иногда и сосѣди. Прошеный сватъ проситъ всѣхъ присутствуюшихъ встать и «положить началъ» (трижды перекреститься), а за тѣ мъ все садятся за столъ попарно: отецъ и мать дѣвушки родные и крестные и такъ далѣе по степени родства; отецъ и мать парня садятся на краю. Прошеный сватъ съ разрѣшенія сидящихъ подносить водку, начиная съ отца и матери дѣвушки, которые при этомъ говорятъ: «Ну, сваты и свахи, помоги намъ, Господи начать и покончать это дѣло благополучно! Дай Господи.- чтобы дѣти наши жили дружно, любили другъ дружку да слушали бы насъ! Будьте здоровы!» Сваты благодарятъ за пожеланія. Когда рюмки обойдутъ кругомъ два раза, начинается уговоръ о томъ, когда итти въ лавку покупать что нужно на выговоренныя деньги, когда дѣлать «своды» жениха съ невестой, будетъ ли сговоръ и коровай,—послѣдній съ дарами или безъ даровъ. Сговоръ, на которомъ не бывает ничего, кромѣ выпивки вечеромъ на счетъ жениха, во избѣжаніе излишнихъ расходовъ, съ согласія невѣстина отца, не устраивается. Если же сговоръ состоится, то участвовавшіе на немъ родственники съ обѣихь сторонъ должны быть и на короваѣ. Когда сваты придутъ къ соглашенію, выпыотъ еще рюмки по двѣ водки, и родные жениха считаютъ невѣсту «запитой», встаютъ, молятся Богу и уходятъ въ домъ жениха.
По общепринятому обычаю, на слѣдующее утро будущая свекровь идетъ къ сватамъ но какому-нибудь дѣлу и несетъ съ собою что-либо изъ съѣстнаго для невѣсты. Последняя встрѣчаетъ ее въ комнатѣ и при здорованьѣ, въ знакъ уваженiя и покорности, кланяется ей въ ноги. Точно также и невѣстины родители должны пойти къ свату «смотрѣть дворъ». Къ этому дню жениха стараются обмыть и принарядить. Онъ также кланяется родителямъ невѣсты въ ноги.

История заселения станицы Кавказской Кубанскаго казачьяго войска (часть третья)

Казаки Кавказской

Въ тотъ день невѣста приглашаетъ къ себе подругъ, которыя затѣмъ всегда находятся при ней, помогая ей шить приданое, дѣлится съ ними радостью или горемъ, выражая ихъ всегда слезами. Жениху шьется рубашка, въ которой онъ долженъ вѣнчаться и провести первую ночь. По заведенному обычаю, женихъ доставляетъ дѣвушкамъ освѣщеніе и угощаетъ ихъ ужиномъ.
По улицамъ дѣвушки ходятъ съ пѣснями, въ которыхъ называютъ по имени жениха и невѣсту. При встрѣчѣ дѣвушекъ съ невѣстой у ея двора, онѣ окружаютъ ее съ пѣсней; «Ни рѣка, моя рѣчушка, ты рѣка глубокая», а невѣста въ это время плачетъ, приговаривая: «Родимый ты мой батюшка, родимая матушка, зачѣмъ такъ рано выпускаете меня изъ тепла гнѣздышка, отдаете въ чужія (!) люди, незнакомыя (!).» Если невѣсту выдаютъ противъ желанія, болѣе близкая, подруга старается утѣшить ее, а прочія продолжаютъ пѣть, пока не прекратится плачь Вообще же принято, чтобы невѣста и на утренней зарѣ выходила на дворъ и голосила при пѣніи пѣсень подругами. До сводовъ женихъ не долженъ навѣщать невесту; тѣмъ не менѣе онъ старается тайкомъ вызвать ее, передать лакомства и сказать нѣсколько словъ.
Своды происходятъ вечеромъ въ домѣ невѣсты, но приготовленія идутъ въ обоихъ домахъ. Въ домѣ невѣсты все лишнее прибирается, готовится закуска для водки и вина, полученнымъ отъ свата. Въ домѣ жениха также идетъ приборка и готовится ужинъ, на который приходить вмѣстѣ съ женихомъ и невѣста, въ первый разъ посѣщая домъ его.
Въ прежнее время, когда люди пришлые еще не внесли своихъ обычаевъ въ местную жизнь, своды отличались болыпимъ ивтересомъ, теперь же они состоятъ въ слѣдующемъ: Въ назначенный вечеръ въ обоихъ домахъ собираются родные, выпиваютъ по рюмочкѣ, поютъ пѣсни. Женихъ и невѣста одѣваются тогда по наряднее. Когда изъ дома невѣсты дадутъ знать, что все готово, родня жениха, помолившись Богу, отправляется къ невѣсте съ пѣснями, чтобы люди говорили, что такіе-то идутъ къ такимъ-то на своды, что гостой было много и пѣсни «играли» (пѣли) хорошо, да все пѣсни-то старинныя. За компаніей идетъ женихъ съ «дядькой» (товаришемъ), Отецъ и мать захватываютъ съ собой для сводовъ въ достаточномъ количествѣ выпивку и холодную закуску (жареное или отварное мясо, жареный картофель, соленые огурцы): угощеніе на своды доставляетъ женихъ. Дружко, войдя первымъ въ домъ невѣсты и перекрестившись три раза, говоритъ въ слухъ: «Господи Iисусе Христе Сыне Божій, помилуй насъ!» Сидящіее въ домеѣ вставъ, отвѣчаютъ: « Аминь!» — «Благословите въ домъ войти!»—«Богъ благословитъ!» отвѣчаютъ изъ-за стола. Остальные гости также молятся Богу и громко здороваются: «здорово дневали, сваточки! Какъ живете—можете? Пускайте насъ обогрѣться!»—«Слава Богу, дорогіе сваты! Милости просимъ, добрымъ людямъ мы рады», отвѣчаеть родня невѣсты. Въ это время невѣста съ дружкою скрывается отъ пришедшихъ гдѣ нибудь въ углѣ; а женихъ съ дядькой остается на дворѣ, или въ отдѣльной комнатѣ, если она есть. По обычаю родня невѣсты садится на почетное мѣсто: подъ иконами, въ переднемъ углу, сидятъ родные отецъ и мать невѣсты, рядомъ съ ними крестные, а затѣмъ по степени родства. Родня жениха стоитъ у порога. На сводахъ, равно какъ и въ теченіе всей свадьбы, распоряжается дружко, избираемый отцомъ жениха. Изъ хорошо знакомыхъ съ свадебной обрядностью. На его обязанности лежитъ поддерживать веселое расположеніе духа у гостей при помощи разныхъ разсказовъ и прибаутокъ, устранять поводы къ непріятностямъ, аккуратно расходовать водку, знать когда и по скольку рюмокъ нужно подать гостямъ. Когда говоръ здоровающихся утихнетъ, дружко говорить: «Сваты и свахи! для начала дѣла благословите мне помолиться Богу!»—«Богъ благословить!» говорять всѣ. Тогда по просьбѣ дружка всѣ встаютъ, трижды крестятся и вновь садятся. Дружко наливаетъ въ рюмки водку и вино и подносить сначала роднѣ невѣсты, а потомъ роднѣ жениха по одной рюмкѣ, а немного спустя по другой. Обыкновенно послѣ второй рюмки дружко говорить: «Вотъ, что добрые (!) люди: водки я поднесъ вамъ за то, что вы приняли меня и обогрѣли, но вы не спросили меня, кто я, такъ я самъ скажу вамъ, а вы послушайте. Я человѣкъ торговый, отъ хозяина, онъ человѣкъ xopoшій, богатый, покупаетъ товаръ дорогой: куницъ, лисицъ и красивыхъ дѣвицъ. Вотъ проходя мимо вашего дома, я увиделъ огонь, много людей, рѣшилъ зайти узнать, нѣтъ ли у васъ чего продажняго. На дворѣ я узналъ, что есть и для моего хозяина подходящій товаръ.» — «Нашъ товаръ, добрый человѣкъ, дюжа xopoшій, пожалуй не по цѣне будетъ тебѣ; а тотъ если-бы самъ хозяинъ былъ на лицо, тогда дѣло другое, ему можно и товаръ показать.»—«Да мой хозяинъ остановился на квартирѣ тутъ-же, недалеко, я пойду приведу его.» —«Приведи-приведи, посмотримъ, какой такой твой хозяинъ», говорятъ родные невѣсты. Дружко, трижды перекрестившись, говорить: «Благословите жениха привести.» — «Богъ благословить!» говорятъ – всѣ. Когда дружко уходить за женихомъ, лица невѣсты и ея дружки закрываются большими спущенными съ головы платками. При входѣ дружка съ женихомъ въ комнату, дѣвушки поютъ песню: «Ясень соколъ прилеталъ—прилеталъ, чечетушку выкликалъ…» Дружко подводить жениха къ столу, оба трижды крестятся, дружко говорить: «Вотъ мой хозяинъ —любите его, покажите ему свой товаръ, пусть выберетъ, какой ему нуженъ и торгуется самъ.»—«Въ нашемъ товарѣ браку нетъ, а вотъ хозяинъ-то твой, кажется нѣмой, ты говоришь за него, да, кажется, косоногій, что-то онъ прихрамываетъ—Скажи, купецъ, что ты покупаешь?» —«Покупаю все: лисицъ, куницъ и красныхъ дѣвицъ», отвечаетъ женихъ.—«А ну-ка, прикащикъ, проведи своего хозяина но хатѣ, не хромой ли онъ и не косой ли?» Дружко проведетъ жѣниха по хатѣ и возвращается съ нимъ къ столу.— «Ну, вотъ что, добрые люди: не нашли вы порока за моимъ хозяиномъ, значить онъ надежный человѣкъ, а покажите вы свой товаръ моему хозяину—можетъ быть ему вашъ товаръ не понравится.»
По знаку отца, нѣвесту съ дружкою съ закрытыми лицами подводить къ жениху свашка (молодая женщина). Женихъ долженъ угадать безошибочно невѣсту, которая обыкновенно заранѣе условливается съ женихомъ относительно своихъ примѣть. Если такого условія не было, то дядька постарается заранѣе узнать примѣты невесты и сообщить жениху, при неопытности дядьки и жениха, послѣдняго выручаетъ какимъ либо смѣшнымъ, но не оскорбительнымъ, способомъ, напр., скажетъ: «Ну, женихъ и невѣста, давайте ваши руки!» Конечно, невѣста протянетъ руку, и тѣмъ выдаетъ себя, женихъ подходить къ ней. Неопытный женихъ и дружко подвергаются осмѣянію со стороны всей компаніи.
Женихъ стоитъ лицом къ невѣстѣ и дружкѣ, ему говоритъ невѣстина родня: «Вотъ выбирай товаръ, да смотри маху не дай!» Смѣлый женихъ отвѣчаетъ: «у меня денегъ хватитъ и обѣихъ купить, а все-таки надо посмотрѣть что за товаръ.» Он хочетъ открыть платокъ у одной, но ему не дозволяютъ, тогда он смѣло срываетъ его с невѣсты и цѣлует ее.
В иныхъ случаяхъ женихъ, узнавъ под каким платкомъ стоитъ невѣста, становится около нея, и платокъ, с разрѣшенія ея родителей, снимаетъ свашка. Тогда родня жениха въ свою очередь остритъ: «Не хромая ли она, не косая ли?» Кто нибудь изъ родных невѣсты спрашиваетъ жениха, нравится ли ему товаръ, а он отвѣчаетъ: товаръ подходящій, а какова будетъ цѣна? Начинается торгъ, причемъ каждая сторона постепенно увеличиваетъ цѣну, наконецъ женихъ объявляетъ я миліонъ даю!» и тѣмъ заканчиваетъ торгъ. Родные невѣсты спрашиваютъ жениха: «А что дюжа понравился тебѣ товаръ? Какъ ты будешь беречь его?» Женихъ, молча, одною рукою объхватываетъ талью невѣсты и три раза цѣлуетъ ее. Во время цѣлованія почти всѣ шутятъ: «хороенько прижимай! крѣпче цѣлуй! прикуси-ка ей губы что-бы помнила!» и т.п. Нѣкоторые встаютх съ своихъ мѣстъ, чтобы видѣть смущеніе молодыхъ. Теперь порядокъсводовъ упростился: свашка подводитъ невѣсту съ открытымъ лицомъ, но порядокъ осмотра и поцѣлуй остался тѣже.
Когда сведутъ молодыхъ, дружко проситъ принять отъ них угощениіе и подаритъ их. Жениъ угощаетъ невѣстину родню, а невѣста женихову. Дружко, наливъ двѣ рюмки водки, передаетъ подносъ с рюмками жениху и направляетъ его къ родителямъ невѣсты, научая, какъ ихъ называть. Женихъ предлагаетъ: «Батюшка, Павелъ Ивановичъ, и матушка, Пелагея Петровна, извольте принять и выкушать!» затѣмъ водка подносится остальным роднымъ. Когда рбмки взяты, дружко беретъ подносъ, а женихъ становится къ невѣсте. Пьющіе говорятъ: «Горько!» Не сладко! Сладко! и проч., а молодые цѣлуются. Выпившіе ставятъ рюмки на подносъ и бросаютъ на него деньги, молодые благодарятъ взаимнымъ поцѣлуемъ. Деньги эти составляютъ собственность будущй четы, ихъ за счетомъ передаютъ матери невѣсты. Во время угощенія молодыми родныхъ, дѣвушки «обыгриваютъ» ихъ (поютъ пѣсни, с упоминаніем их именъ), за что пѣвицъ дарятъ деньгами. Послѣ угощенія дружко громко спрашиваетъ: « Нѣеъ ли кого обиженнаго (обойденнаго)? и если такого не окажется, проситъ разрѣшенія отвести молодых въ особую комнату. Туда с молодыми уходитъ и вся молодежь. Дѣвушки там «обыгриваютъ» парней, начиная съ жениха. Послѣ сводовъ гости выпьютъ еще рюмки по двѣ водки, а затѣмъ приглашаютъ въ домъ родителей жениха. По пути гости поютъ пѣсни.
Теперь хозяева угощаютъ гостей ужиномъ. Онъ состоитъ изъ щей съ мясомъ, лапши съ курятиной и картофелемъ и жаренаго мяса съ такимъ же картофелемъ, жаркое, порѣзанное на мелкіе куски, и картофель подаются в деревянныхъ или глиняныхъ чашкахъ, откуда берутся руками; вилки и тарелки имѣются въ немногихъ домахъ, но и тамъ они подаются особенно почетным гостямъ. Во время ужина издавна установлено подносить водку передъ щами и жаренымъ (передъ лапшей не подносятъ), а третья «дорожная» рюмка полагается передъ выходомъ изъ дома. Хозяинъ, не давшій третьей рюмки, получаетъ упрекъ, и наоборотъ, давшій лишнюю рюмку, восхваляется.
Въ условленный день жениха и невѣсту одѣваютъ «къ вѣнцу» въ лучшее платье, при чемъ бѣлье непремѣнно должно быть новое. Прежде отдѣлывали черкески серебромъ, обшивая имъ газыри, рукава, кострецы, бортъ, полы и подолъ. Тогда рубашку жениху передавала сама невѣста, а теперь относятъ ея подруги, идя къ жениху за цвѣтами, недавно введенными въ моду прышлымъ людомъ. Молодые въ этотъ день постятъ до вѣнчания.
Во время свадьбы стараются предохранить молодыхъ отъ порчи, и съ этой цѣлью угощаютъ подозрительныхъ людей, являющихся въ домъ, просятъ ихъ недѣлать зла молодымъ, и даже заручившись ихъ обѣщаніемъ, стараются, чтобы не попасть на ихъ слѣдъ при выѣздѣ къ вѣнцу. Для избѣжанія порчи употребляютъ пришептываніе и всыпаніе къ тѣлу хлѣбныхъ зеренъ. Порча признается въ тѣхъ случаяхъ, когда молодые или вслѣдствіи неупотребленія пищи цѣлый день или же вслѣдствіе смущенія, испытываемаго при сознаніи, что ихъ подъ дверью подслушиваютъ, въ первую ночь не воспользуются своимъ супружескимъ правомъ. По крайней мѣрѣ у жениховъ—другоженцевъ никогда порчи не бываетъ.
Въ день вѣнчанія въ обоихъ домахъ собираются свои родные. Въ домѣ невѣсты происходять обряды: ея прощанія съ родными, сдѣлку дружка съ дѣвушками за шитье приданного, и съ братомъ нѣвесты—за ея косу. При прощаніи отецъ стоить передъ столомъ и держитъ икону, которой долженъ благословлять дочь. Дочь, становясь предъ иконой, начинаетъ «голосить» причитывая; «Прости меня и благослови, родной батюшка, на новую жизнь » Глядя на слезы дочери, плачетъ и отецъ, и въ особенности мать, а также подруги и нѣкоторые другіе гости. Наконець отецъ говоритъ: «Ну, будетъ плакать, Богъ тебя проститъ и благословить; прощаю, благословляю и я.» Дочь, трижды перекрестившись, цѣлуетъ икону, а затѣмъ трижды кланяется отцу и цѣлуетъ его. Послѣ такого же прощанья съ матерью, икона передается свашкѣ, и невѣста прощается съ близкими родственниками, кланяясь имъ въ ноги и цѣлуетъ ихъ. По окончаніи прощанія, посылаютъ приглашеніе жениху, а невѣсту тѣмъ временемъ сажаютъ на «посадъ» (за столъ) и рядомъ съ ней дѣвушекъ которыя поютъ принятыя въ этомъ случае песни.
Еще многіе помнятъ то время, когда свадебный поѣздъ жениха состоялъ изъ нѣскольких саней или повозокъ, запряженныхъ хорошими лошадьми. На этомъ поѣздѣ ехала родня жениха за невѣстою, а самъ женихъ съ дядькой, перевязанные черезъ плечи хорошими большими платками, на хорошихъ верховыхъ коняхъ ѣхали вслѣдъ за поѣздомъ. При подъѣзде поѣзда къ двору невѣсты, ворота запирались, и около нихъ стояла охрана изъ родныхъ невѣсты: кто съ ружьемъ, кто съ палкой. Женихова сторона хотѣла ворваться въ дворъ, а невѣстина не пускала. Съ обѣихъ сторонъ раздавались выстрѣлы вверхъ, во дворѣ шумѣли: «Давай орудію!» И вотъ къ воротамъ подкатываютъ передокъ съ воловьяго воза съ привязанной къ оси колесной ступкой. Кто нибудь садится на выйе (дышло) съ ружьемъ, вложитъ его въ дыру ступки и выстрѣлить раза два. Наконецъ жениховъ дружко, перевязанный выше локтей платками, подходить къ воротамъ, неся штофъ водки, и, давъ по рюмкѣ не пускавшимъ, проситъ отворить ворота, Въ дворъ въѣзжаютъ сани, назначенный для невѣсты со свашкой, а также женихъ съ дядькою, которые слѣзаютъ съ коней. Молодые казаки, парни и женатые, вооруженные пистолетами и ружьями, подготовляютъ для себя лошадей сопровождать поѣздъ.
Въ домъ входить одинъ дружко и, помолясь Богу, говоритъ: «здорово дневали, сваты-сваточки! Всѣ ли живы, здоровы?»—«Слава Богу», отвѣчаютъ те — «Все ли у васъ готово? Благословите ввести князя! «Дѣвушки отвѣчаютъ: «Нѣтъ, обожди, подругу такъ не дадимъ, дай намъ выкупъ!» — «Сколько же возмете?» — «А вотъ озолоти всѣ углы стола.»—Дружко положитъ по угламъ по мѣдной монетѣ (напр. по 3 коп.); дѣвушки заявляютъ неудовольствіе, и дѣло оканчивается копейками 20-40.
(Продолжение следует).

Просмотры (816)

Комментарии закрыты.