День Святой Троицы

ЧТО ДУША ВЪ ТЪЛЪ – ТО ДУХЪ БОЖIЙ ВЪ ЦЕРКВИ.
(Изъ слова Блаженного Августина на Пятидесятницу)

День Святой ТроицыНыне мы прославляем пришествие Святого Духа, Которого Господь послал с небес на землю по Своему обетованию. Сие обетование Он так изрек: «аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16; 7). И вот, после того, как Господь пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо, оставалось исполниться сему обетованию. Ожидая исполнения сего обетования, ученики Его — числом, как сказано, «яко сто и двадесять» (Деян. 1; 15), т.е. десятикратно увеличившимся против числа Апостолов (ибо в Апостолы избрал двенадцать, а послал Духа ста двадцати), пребывали в одном доме, «бяху молящееся»; и потому уже, что так ожидали, они самой верой, самой молитвой, самым духовным ожиданием сотворили себя «новыми мехами», способными вмещать в себе «новое», небесное «вино». И вот оно излилось! — Вы уже слышали, каким великим чудом ознаменовано было это событие. Всем присутствовавшим там был знаком только один язык. Нисходит Дух Святой, — и, исполненные Им, они начали говорить разными языками, языками всех народов, дотоле для них непонятными и незнакомыми. Учителем их был Тот, Кто пришел к ним с неба; Он вселился в ни и преисполнил их. Тогда «ужасахуся ecu и недоумевахуся; инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть» (Деян. 2; 12,13, 10; 45). Насмехались, и однако же отчасти говорили правду: ибо новые мехи наполнены были «новым вином» (Мф. 9; 17). Плоть его — ветхое, а благодать — новое; и чем более человек обновляется благодатью, тем способнее бывает умудряться в истине; — и вот, когда излилась благодать Духа Святого, излились и разноязычные глаголы! — Но, братия, ужели ныне не даруется Дух Святой? Кто думает так, тот недостоин общения со Святым Духом. Он даруется и ныне. Почему же ныне никто не говорит на всех языках, как говорили в то время исполнившиеся Духа Святого? Отчего это? — Оттого, что прообразуемое сим даром языков уже пришло ныне в исполнение. Церковь, заключавшаяся тогда в одном доме и принявшая Святого Духа, состояла из малого числа членов, а по языкам она уже и тогда была всемирная. Это служило прообразом будущего состояния Церкви. Ибо на что указывалось тем, что первенствующая Церковь — малочисленная — говорила всемирными языками? Не на то ли, что нынешняя Церковь — многочисленная, от восток солнца до запада распространившаяся, говорит языками всех народов? Так, ныне исполняется то, что тогда было обетовано. Мы это слышим и видим. «Слыши, дщи, и виждь», речено было самой Царице (Пс. 44; 11); «слыши дщи, и виждь»: слыши обетование, виждь исполнение. Верен тебе Бог твой; верен тебе Жених твой; верен тебе Искупитель твой, стяжавший тебя Своей кровью. Ты сама о себе получила обетование, но получила это обетование в чадах немногих, а исполнение его — в бесчисленных. — Итак, никто не говори: если я получил Духа Святого, то почему не говорю разными языками? — Послушайте еще о сем, братие мои, желающие иметь общение Святого Духа. Дух наш, которым мы живем, называется душой. Так, дух наш, которым живет каждый человек, есть душа каждого: и смотрите, что творит душа в теле. Она оживляет все члены его: очами видит, ушами слышит, ноздрями обоняет, языком говорит, руками делает, ногами ходит. Она во всех членах, и все их оживляет, она разливает по всем членам одну жизнь, а дело совершает чрез каждый член особенное. Не слышит глаз, не смотрит ухо, не видит язык, не говорит ни ухо, ни глаз; но все они живут: живет ухо, живет язык; занятия у них различны, а жизнь у всех общая. Так и Церковь Божия —; чрез одних святых совершает чудеса, чрез других изрекает истину; в одних святых хранит девство, в других блюдет супружеское целомудрие; в одних творит то, в других — другое. Каждый член Церкви имеет свойственную себе деятельность, и все равно живут. — Но, что душа в отношении к телу человеческому, то же Дух Святой в отношении к Церкви, которая есть тело Христово: Дух Святой так же действует во всей Церкви, как душа действует во всех членах одного тела. Но смотрите, чего должно вам опасаться; смотрите, чего должно вам наблюдать; смотрите, чего должно страшиться. Случается, что от живого тела какой-нибудь член, рука, например, перст или нога отсекается; остается ли душа в члене отсеченном? Доколе он в теле, дотоле живет; а будучи отделен от тела, лишается жизни. Так и человек: дотоле остается христианином правоверным, доколе живет в теле Христовом — в Церкви; а будучи отлучен от нее, он духовно умирает: отлученного от Церкви оставляет и Дух Божий. Итак, если желаете жить о Дусе Святе, держитесь любви, возлюбите истину, ревнуйте о единении в Церкви, да тако достигнете блаженной вечности. Аминь.

О ЧЕМЪ МОЛИТСЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЪ ВЪ ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ?
(Изъ поученiй Протоiерея Р. Путятина)

День Святой ТроицыСегодня, в день Сошествия Святого Духа на Апостолов, мы, братие, с коленопреклонением все вместе будем молиться. О чем мы будем молиться? Мы будем молиться о том, чтобы Дух Святой сошел и на нас. — Но действительно ли вы, слушатели, этого желаете? Желаете ли, чтобы Дух Святой Своим наитием просветил ваш ум, очистил ваше сердце, направил к добру вашу волю? Желаете ли, чтобы вам отныне не мыслить по-своему, а мыслить так, как будет вам внушать Дух Святой? Желаете ли не желать того, что вам нравится, а желать того, к чему Он вас будет побуждать? Желаете ли не делать того, к чему влекут вас страсти, а делать, что Он будет вам повелевать? Если желаете, то желание ваше будет исполнено: Дух Святый сойдет на вас, будет действовать в вашей душе. Об излиянии Его на вас будет молиться вся святая Церковь; Бог и каждого из вас готов слушать: тем скорее Он услышит тогда, когда мы будем Ему молиться все вместе, вместе со всей Церковью. Не бойтесь вашего недостоинства: Дух Святой обновит вас.

Не бойтесь вашей слабости: Дух Святой укрепит вас. Ничего не бойтесь, только желайте, желайте искренно, от всей души, чтобы Дух Святой сошел на вас: и он непременно сойдет. — Впрочем, братие, мы не смеем ожидать от сего сошествия каких-нибудь мгновенных перемен, внезапных действий; не дерзаем думать, что вдруг просветится наш ум, вдруг очистится наше сердце, вдруг устремится наша воля к добру, как этого удостоились Апостолы. С нами все это делается постоянно и неприметно, как сказал Господь: «не приидет Царствие Божие с соблюдением» (Лк. 17; 20), т.е. приметным образом. Неприметно и медленно принимаются, растут и зреют семена в земле; еще медленнее, еще неприметнее действует на нас Дух Святой. Мы не можем ясно знать, когда именно Он сойдет на нас, и не можем определенно сказать, что Он точно действует в нас. Одно можем и должны знать, что сила Святого Духа соединяется в нас с собственными нашими усилиями. Он действует в нас только тогда, когда мы сами стараемся что-нибудь делать; перестанете стараться — и Он перестанет в вас действовать. Дыханием воздуха мы живем, но не дышите сами: и воздух не будет действителен, и мы умрем. Так и Дух Святой в нас действует. Он непременно просветит наш ум, но только тогда, когда мы сами будем стремиться к свету истины, Он непременно очистит наше сердце от скверн греховных, но только тогда, когда мы сами будем желать и домогаться чистоты. Он непременно направит волю нашу к добру, но только тогда, когда мы сами будем удаляться от зла. Наблюдали ли вы, как дождь, напоя растения, оживляет их? Так живит и нас Дух Святой. Дождь не оживит растений, если не будет в них своей растительной силы: не поможет и нам Дух Святой, если мы сами не будем усиливаться. — Итак, молитесь, братия, и ожидайте Святого Духа в простоте сердца и Он сойдет на вас. Аминь.

Благословенiе Обители Преподобного Сергiя

 «Троицкiе Листки»                                                                   Адресъ:

выходят безсрочно. Цъна                                          Сергiевъ посадъ, Московской
за 100 листковъ 70 коп., съ             № 422.       губ., в Редакцiю «Троицкихъ
пересылкою 90 коп.                                                               Листковъ.»

                 (Изданiе четвертое)

Печатать дозволяется. Виеанiя. Ноября 28 дня, 1897 года. Цензоръ, Ректоръ Виеанской Духовной Семинарiи, Архимандрит Трифонъ.

Типография Свято-Троицкой Сергiевой Лавры.

 День Святой Троицы — Православный календарь 2013

Вернуться

Просмотры (371)

Комментарии закрыты.