Вопрос священнику

Вопрос священнику

Здесь вы можете задать интересующий Вас вопрос священнику Свято-Никольского храма станицы Кавказской.

Общие правила, касающие содержания и тематики вопросов.

Запрещается публиковать:

  • Вопросы, содержащую хулу на Святую Троицу и Святую Православную Церковь, кощунственные высказывания в адрес Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих.
  • Вопросы, содержащую критику священноначалия и клира, пропаганду раскольнических движений и иных вероисповеданий.
  • Вопросы, содержащие множество грамматических ошибок.
  • Вопросы, связанные с пропагандой насилия, ненависти, расовой вражды, клеветой или оскорблением третьих лиц или организаций.

Администрирование и модерирование.

  • Перед публикацией вопрос проходит «одобрение» администратором (модератором) сайта (страницы).
  • Вопросы, нарушающие общие правила, публикации не подлежат.
  • В связи с большой занятостью священников, подготовка ответов на вопросы может занимать значительное время, в таких случаях предпочтительнее задать вопрос священнику лично.

Переход на главную страницу сайта Свято-Никольского Храма станицы Кавказской.

Просмотры (17535)


476 комментариев на “Вопрос священнику

  1. Здравствуйте! У нас сложилась такая ситуация. Когда я выходила замуж, то оканчивала учебу, устраивалась на работу, документы были поданы в организации работодателям, и, чтобы не затягивать с трудоустройством, решили с мужем оставить мою фамилию, не менять документы на его фамилию. Мы венчались в Свято-Никольском Храме станицы Кавказской, живем счастливо в любви и согласии уже шесть лет, у нас родилась дочка, которой естественно дали фамилию отца. Но моя мама настойчиво мне советует фамилию сменить, так как разные фамилии у мужа и жены — это начало развала семьи… Подскажите, пожалуйста, так ли важно брать фамилию мужа, что посоветуете?

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым утром. Вам нет нужды беспокоиться. Ни имя, ни фамилия никоим образом не влияют на крепость семейного союза и не могут способствовать началу развала семьи. Вы обвенчались. А венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
      Мир Вам.

  2. Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, как верующим дается духовный отец. Заранее благодарна.

    • Священники Свято-Никольского храма

      Для начала необходимо иметь некоторое разумение, кто такой духовный отец и с чего все начинается. А начинается с того, что ты понимаешь: тебе легко ходить в этот храм, к этому священнику, с которым не возникает никаких препятствий ни при исповедании собственных грехов, ни при личном общении, и в каких-то особых ситуациях душа и сердце ему открываются. И, соответственно, может быть, — даже еще и не отдавая себе какого-то рационального отчета в этом, — ты начинаешь ходить в определенный приход и искать исповеди у определенного священника. В свою очередь, он тоже узнает о тебе все больше и больше и с какого-то момента, уже имея представление о твоем духовном мире, по мере того, как ты желаешь его советов и наставлений, может лучше подсказать, как тебе поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Со временем человек приобретает навык и естественное стремление, по крайней мере, в тех случаях, когда не знает, как быть, подойдя к какому-то ответственному жизненному порогу, прежде всего, учитывать мнение своего исповедника, к кому с регулярностью ходит на исповедь. Ну а параллельно с этим начинает приходить осознание того, что готов часть своей воли, своей свободы, своего самостояния вручить в руки того священника, духовному опыту которого доверяешь. И тогда, когда в первый раз отказываешься от чего-то, что хотелось бы сделать иначе, но делаешь так, как сказал духовник, хотя его совет не совпал с собственным стремлением, именно в этот момент первого самостеснения ради послушания духовному отцу и начинается духовное становление. Ведь и в семье отношения строятся на любви и послушании детей родителям. Если то же самое начинает возникать между священником и христианином, это уже и есть зачаток духовной семьи.
      Что нужно сделать для того, чтобы появился духовный отец? Сначала нужно стремиться жить духовно: стараться соблюдать заповеди Божии, причащаться и исповедоваться. С наскоку духовного отца не найдешь. Здесь вопрос надо поставить немножко в другой плоскости: а готовы ли вы сами под чье-либо духовное руководство становиться? Потому как это серьезная духовная работа с обеих сторон, как духовного отца, так и окормляемого, своего рода договор со взаимными обязательствами. Можно ведь просто к любому священнику с вопросом подойти, получить ответ, и дальше решать — принимать его как руководство к действию или не принимать. И священник этот перед Богом будет отвечать лишь за то, насколько грамотно и неравнодушно он подошел к твоему вопросу. Иное дело духовничество. Принимая на себя обязанность духовного отца какого-либо христианина, священник берет на себя ответственность за все дальнейшее развитие духовной жизни этого человека; за его ошибки и грехи, даже за его непослушание ему. А христианин берет на себя обязанность святого послушания. То есть — получил совет и благословение — выполняй без колебаний, а Господь за молитвы духовного отца укрепит и поможет. К вопросу выбора духовного отца надо подходить с большой осторожностью, а главное — с молитвой и смирением. Скоропалительно стремиться в духовные чада не следует, надо пообщаться со священником некоторое время и понять, получаешь ли ты от его советов и исповеди перед ним духовную пользу или нет. Имейте в виду, что не всегда духовник свое чадо «по шерстке гладит» — часто и посмирять может, а это мало кому по нраву. Гордые мы все …Ходите к батюшке, исповедуйтесь, советуйтесь, причащайтесь, а уж коли почувствуете родство душ, вот этого иерея хочу в духовники, тогда и скажете со смирением: — отче, примите в святое послушание! И Господь Бог непременно поможет.

  3. Здравствуйте. Мы хотим по крестить сына, но у нас нет кандидата на роль крестного. Можно ли по крестить без него или записать крестным священника ?

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым вечером. Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.
      Крестные даются младенцу для того, чтобы поручиться перед Богом за ребенка в том, что он вырастит православным христианином. Их забота, внимание, помощь готовность быть рядом в любую минуту помогают растущему человеку воцерковляться, знакомится с основами веры Христовой. Конечно, в жизни бывают разные случаи и обстоятельства. Если так сложилось, что крестить нужно срочно и никого нет рядом, кто бы мог стать крестным , Таинство откладывать не нужно. Батюшка его проведет и без них. Иногда священники, которые совершают обряд Крещения, сами становятся восприемниками. Но все же если есть время и возможность, подумайте, кому вы могли бы поручить эту важную миссию. Если среди ваших близких не нашлось такого человека, обратитесь за советом к батюшке. Он может подсказать кого-то из прихожан храма. Вот еще некоторые правила:
      * Крестные должны быть сами крещенными в православии;
      * Если крестный один, он должен быть такого же пола, что и ребенок;
      * Восприемники не должны быть женаты между собой или собираться пожениться;
      * В роли крестных могут выступать родственники ребенка (бабушка или дедушка, тетя или дядя, или другие члены семьи);
      * Крестной матерью не может стать женщина, родившая менее чем 40 дней назад.
      Добавим, что до 1917 года «заочными крестными» могли быть только члены императорской семьи. Т.е. они соглашались быть крестными родителями младенца, но при совершения Таинства в храме не присутствовали.
      Обряд крещения в нашем храме проходит в следующие дни:
      Суббота – 11-00
      Воскресенье – 12-00
      Необходимо быть за 30 минут до начала. Присутствие материи и крестных родителей (от 16 лет и старше, крещенные, не являлись мужем и женой). Крещаемые (взрослые) должны пройти обряд оглашения. Узнать более подробно как это происходит в нашем храме Вы можете по телефону:
      +7-967-650-67-17 – р. Б. Владимир.
      Мир Вам.

  4. Угасает вера.Часто впадаю в уныние.Что делать?

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым вечером.Уныние — это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.
      Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.
      «Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).
      «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).
      Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».
      Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».
      Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.
      Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.
      Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.
      И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.
      Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.
      Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:
      «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.
      Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.
      Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.
      Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.
      Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.
      Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».
      Самым же эффетивным средством против уныния является молитва.
      В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.
      Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).
      Особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.
      «Слава Богу за все».
      «Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».
      «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».
      «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
      Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.
      Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.
      Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.
      Молитва, составленная святителем Димитрием Ростовским для людей, страдающих от уныния:
      Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.
      Помоги Вам Господи.

  5. здравствуйте, мы с мужем прожили 25 лет и хотим венчаться, но как сделать это правильно не знаем. подскажите пожалуйсто

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым вечером. День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.Если Вы собираетесь обвенчаться в нашем храме, то необходимо встретиться с настоятелем отцом Георгием для предварительной беседы, в которой все и разъяснится.
      Спаси Господи.

  6. Батюшка, скажите можно ли в 40 дней не устраивать пышные поминки с приглашением дальних родственников, а просто раздать пирожки и сладости соседям и заказать панихиду по усопшему?

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым вечером. Пышные поминки действительно делать не обязательно. Важно понимать, что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека и что необходимо делать в эти дни.
      Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.
      Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней — от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.
      После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь — ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.
      Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40-й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
      Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.
      Мир Вам.

  7. Отец Георгий, добрый день! Встречалась с парнем, потом я его обидела и мы расстались. Переехала в другой город. Спустя 3 месяца поняла, что жить без него не могу, все мои мысли только о нем. Много раз просила прощения, писала смс, звонила, но результата нет. На звонки не отвечает, да и на смс перестал отвечать. Парень посещает наш храм (ст. Кавказская), когда бываю в станице — обязательно хожу на службы. Во время службу слезы текут ручьем, душа разрывается и получается, что всю службу плачу. Молюсь о нашем примирении. Батюшка, если он не прощает и не предпринимает никаких действий, значит я ему не дорога, правильно ли понимаю? Посоветуйте, как быть? Ведь жизнь без него не имеет смысла. Не могу смириться с этим, поэтому постоянно пребываю в депрессии и унынии. Наступило полное безразличие. Прошу Вашего совета как мне дальше жить.

    • Священники Свято-Никольского храма

      Добрый день. На этот вопрос нельзя ответить не зная всех обстоятельств. Для того, чтобы получить ответ, Вам необходимо обратиться к своему духовнику (духовному отцу) или священнику, которому Вы постоянно исповедуетесь. Если такового нет, приезжайте в храм для личной встречи.
      Божией помощи. Мир Вам.

  8. Со святым вечером! Отец Георгий, в данный момент не проживаю в Кавказской и не имею возможности к Вам лично обратиться. Помогите, пожалуйста! Кому молиться, чтобы устроить свою жизнь, чтобы смириться со своим тяжким крестом жить с человеком, которого не люблю? Сердце и мысли с другим человеком. Благодарю за совет!

    • Священники Свято-Никольского храма

      Добрый день. На этот вопрос нельзя ответить не зная всех обстоятельств вашей семейной жизни. Поэтому, Вам лучше наедине пообщаться со священником, т.е. обратиться к своему духовнику (духовному отцу) или священнику, которому Вы постоянно исповедуетесь. Если такового нет, все-таки найдите возможность и приезжайте в храм для личной встречи.
      Божией помощи. Мир Вам.

  9. Прекращение церковного поминания как каноническая и святоотеческая мера сопротивления созыву «Святого и Великого» экуменического Собора.

    Существует большая вероятность того, что будущий «Святой и Великий Собор», который пройдет в «Православной» Академии Крита, в Колимбари, Ханья, с 16 по 27 июня, будет ложным, волчьим, неправославным и экуменическим собором, по модели Второго Ватиканского псевдо-собора, потому что, как видно из опубликованных текстов, ─ а более всего из текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»[1] ─ которые будут приняты будущим «собором», будет легализована, узаконена и официально утверждена «всеправославным соборным решением» синкретическая все-ересь межхристианского и межрелигиозного экуменизма в качестве официальной и законной линии и составной части учения Православной Церкви, что приведет к признанию церковного характера, апостольского преемства, священства, благодати и таинств у еретиков папистов, протестантов и монофизитов и к утверждению неправославных, исполненных прелести, еретических и экуменических теорий «крещального богословия», «евхаристической экклезиологии» и «Единой и [в то же время] разделенной Церкви», и вместе с этим будет одобрено продолжение участия Православной Церкви в современных нескончаемых, анти-святоотеческих и неэффективных богословских диалогах, а также во Всемирном всепротестантском Совете «Церквей» или, вернее, ересей и прелестей.

    Итак, пред этим великим предательством и неминуемой катастрофой для православной веры, которую совершат «всеправославные» экуменисты из Православных Церквей и архиереи, которые следуют за оными, мы, истинные православные священники, монахи и миряне, которые сохраняют истинную православную веру, чистую и неоскверненную смертельным вирусом экуменизма, обязаны принять меры и применить, по благодати Святого Троичного Бога, церковный, канонический и святоотеческий путь прекращения поминания имен епископов-экуменистов.

    Относительно очень животрепещущего, горячего и актуального вопроса о прекращения поминания имен патриархов, архиепископов, митрополитов и епископов экуменистов на богослужениях и на Божественной Литургии мы хотели бы отметить следующее:

    1. Прекращение поминания имен архиереев экуменистов должно осуществляться в соответствии с православным истолкованием церковного Предания, с правильным истолкованием святоотеческой традиции и с 15-ым правилом Двукратного Собора.

    2. 15-е правило Двукратного Собора свт. Фотия Великого, Патриарха Константинопольского (861 г.) с точностью утверждает: «Что определено о пресвитерах и епископах, и митрополитах, то самое, и тем более, приличествует патриархам. Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, ─ таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

    Святой Никодим Святогорец в толковании к этому правилу говорит: «То, что устанавливают предыдущие каноны для епископов и митрополитов, то же самое и еще строже предусматривает этот канон для патриархов, говоря: Но это да будет сделано, если по какой-нибудь вине, например, прелюбодеяние, или кража святынь, или тому подобное, священники отделяются от своих епископов, епископы от своих митрополитов и митрополиты от своих патриархов». В сноске к этому пункту святой Никодим говорит: «Хотя 31-е апостольское правило делает невиновным того, кто отделился, если будет доказано что он был прав». Но если указанные предстоятели были бы еретиками и проповедовали бы открыто свою ересь (в сноске к этому пункту святой говорит: «Из слова этого канона явно видно, что не должно кому-то отделяться от своего епископа, согласно Вальсамону, если епископ придерживается ереси, но скрывает ее и не проповедует, так как он может впоследствии исправиться.») … и их подданные отделяются от них из-за этого прежде соборного осуждения за эту ересь. Таковые, отделяясь от оных, не только не осуждаются, но и достойными чести соделываются, подобно православным. Так как они не учинили раскол таковым осуждением, но еще более освободили от раскола и ереси оных лже-епископов»[2].

    Вышеизложенный канон согласуется с другими правилами некоторых Поместных и Вселенских Соборов, например, 31-е апостольское правило, 6-е правило Гангрского Поместного Собора (340), 5-е правило Антиохийского Поместного Собора (341), правила 10, 11 и 92 Карфагенского Поместного Собора (491), 19-е правило Четвертого Вселенского Собора (451), 31-е и 32-е правило Шестого Вселенского Собора (691) и правила 12, 13 и 14 Двукратного Собора (861).

    Первая часть [15-го правила Двукратного Собора] начинается словосочетанием «Что определено о …» и заканчивается словами «… учинит раскол». Эта часть является продолжением двух предыдущих канонов, 13 и 14, которые говорят о запрете прекращения поминания митрополита диаконами и священниками и митрополита епископом. 15-е Правило относится к запрету прекращения поминания патриарха митрополитами и епископами. Этот запрет действителен «[когда] под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей» и «прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его». Другими словами, канон запрещает прекращение поминания патриарха на основании справедливости (то есть по моральным причинам) прежде его соборного осуждения, так как прекращающие поминание творят раскол и разрывают единство Церкви.

    Вторая часть правила начинается словами «Ибо… ради некой ереси» и заканчивается так «постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

    Святые Отцы, участвующие в Двукратном Соборе (861), желая покончить с расколами, которые волновали Церковь в VIII-IX вв., утвердили святые каноны 13, 14 и 15, которыми строго запрещали православным прерывать церковное общение со священноначалием прежде соборного осуждения. Но чтобы не понял кто-нибудь, что через это запрещение у православных отняли право прежде соборного осуждения прерывать общение с проповедующими некую ересь, мудрые Отцы установили в конце 15-го правила следующее разъяснение: «не подлежит положенной святыми канонами епитимии отделившийся прежде соборного осуждения от епископа проповедующего некую ересь, а напротив, даже достоин похвалы».

    Следовательно, прекращение поминания имени епископа совершается только когда существует ересь, только из-за догматических преступлений, но не моральных преступлений (например блуд, кража святынь и т. д.). Не следует путать вопросы, относящиеся к справедливости (то есть вопросы не догматического характера, а морального порядка и доброго церковного устроения) с вопросами веры, а также не следует утверждать, что нужно прекращать поминание имени архиерея из-за вопросов справедливости, что полностью противоречит как 15-му Канону Двукратного Собора, так и вековой Традиции Православной Церкви. Запрещается прерывать церковное общение без причин, относящихся к вере.

    3. Прекращение поминания имени архиерея на богослужениях и, тем более, на Божественной Литургии, которая является венцом литургических таинств, может совершить только священник, но не мирянин, так как только священнослужитель, через рукоположение, имеет благодать священства. Священник совершает богослужения, святые таинства и поминает местного епископа; следовательно, лишь он может прекратить поминание имени архиерея и не поминать во время богослужений своего предстоятеля. Долг священников ─ не служить и не молиться вместе с епископами экуменистами, не воспевать их епископский титул во время богослужения.

    4. Мирянин принадлежит, с одной стороны, к «царскому священству»[3], но он не имеет благодати священства, не совершает богослужений, святых таинств, не поминает, и следовательно, не может прекратить поминание имени архиерея. Единственное, что может совершить мирянин, ─ это прервать церковное общение с архиереями, священниками, монахами и мирянами экуменистами.

    5. Священник может прекратить поминание имени не всякого архиерея, а только местного архиерея, так как единственно его он поминает на богослужениях и Божественной Литургии. Другими словами, он не может прекратить поминание имени ни одного другого архиерея, которому он не подчиняется церковно, так как, естественно, не поминает оного. Митрополит может прекратить поминание имени лишь местного патриарха или архиепископа. Епископ может прекратить поминание имени лишь местного митрополита. Священник может прекратить поминание имени лишь местного митрополита или епископа. Патриарх или архиепископ может прекратить поминание имени другого патриарха или архиепископа, не поминая его имени в диптихах.

    6. В том случае, если пресвитер прекращает поминать имя местного епископа, не должно вместо него поминать другого архиерея, или Священный Синод, или Христа или кого-либо ещё. Должно оставить свободное место и не поминать имя Архиерея до тех пор, пока не разрешится проблема. На богослужениях и на Божественной Литургии возглашай прошение «О честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся», оставляя свободное место там, где обычно поминается имя епископа, то есть урезав первую часть прошения, относящуюся к епископу. Возглас на Божественной Литургии «В первых помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего… ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины» следует возглашать так: «В первых помяни, Господи, всякое епископство православных, ихже даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины». Таким образом совершали богослужения и Божественную Литургию Афонские Отцы восьми Святых Монастырей, скитов и келий Святой Горы, а также три Преосвященных Митрополита Нового Света ─ Августин Кантиотис Флоринский[4], Павел Парамифский и Амвросий Елевферопольский которые прекратили поминать имя Вселенского патриарха-экумениста Афинагора на протяжении трех лет, 1970-1973[5].

    7. В соответствии с 15-м правилом двукратного Константинопольского Собора, пресвитер, прекращающий поминовение имени своего епископа не должен быть осужден яко схизматик, виновный в Церковном расколе, или яко находящийся вне Церкви. Но напротив, заслуживает всяких похвал, потому как освобождает Церковь от раскола.

    8. Пресвитер, который прекращает поминовение своего епископа, не должен принимать наказание в виде извержения из сана от своего епископа или Синода, которое, без сомнения, последует; но должен продолжать совершать Божественную Литургию, если понадобится, и в каком-то доме, если ему запретили служить в церкви, и использовать простой антиминс, на котором не должно быть ни имени правящего архиепископа, ни печати митрополита, без его освящения, но в нем обязательно должны быть зашиты мощи мученика. Извержение из сана по причине прекращения поминовения в данном случае (т. е. по причине ереси) ничего не значит: мы видим это из того, что ни один святой отец не принял такое ложное «отлучение» и «анафему» (вспомним св. Иоанна Дамаскина, на которого произнесли анафемы четыре поместных собора).

    9. В грекоязычных православных странах, а также из практики Святой Горы Афон, Святое Миро разводится с использованием оливкового масла, так же как разводится и святая крещенская вода (так поступает Церковь Кипра, Греции, Антиохии, и вся греческая диаспора, где мало св. Мира). Святое Миро может разводиться и в течение десятков лет, когда нет возможности принять Миро от Автокефального Синода. Помимо Святого Мира в церковной практике передавалась Печать Дара Духа Святого и посредством возложения рук епископа, имеющего апостольскую преемственность, на голову новокрещаемого, чтобы передать таким образом дар Святого Духа.

    10. Слова о том, что якобы святые Таинства и Божественная Литургия, совершённые пресвитерами, которые применили непоминовение имени правящего епископа, являются недействительными, ─ это неправда. Дар священнослужения не является монополией епископа, каждый пресвитер может служить, потому что он был рукоположен. Дар, необходимый для совершения Святых Таинств, не покидает магическим образом пресвитера от того, что он не поминает епископа, тем более тогда, когда священник остаётся в православной вере, ограждаясь от епископа, который проповедует ересь. Святой Максим Исповедник говорит нам об этом, что именно там, где есть православное исповедание веры, там находится и дар Святого Духа, и полнота Кафолической (Православной) Церкви, значит Святая Литургия и Святые Таинства у священников, которые оградились от ереси, имеет силу.

    11. Примеры прекращения поминовения имен епископов-еретиков мы можем найти в истории Церкви: так поступали Святые и Богом вдохновлённые Отцы, такие как преподобный Максим Исповедник, преподобный Федор Студит, Афонские Отцы времен «латинствующяго» Вселенского Патриарха, Иоанна Веккоса, Святой Григорий Палама, преподобный Иосиф Вриениос, святой Марк Евгеник[6] и афонские отцы времен Вселенского Патриарха экумениста Афинагора.

    Из всех этих примеров мы остановимся только на двух, а именно на примере святого Григория Паламы и афонских отцов времен патриарха Афинагора.

    Святой Григорий Палама по причине еретических суждений патриарха Иоанна Калекаса, прекратил поминовение последнего до его соборного осуждения. Эта была одна из причин, по которой на святого Григория была произнесена анафема, «потому что он посмел неканоническим образом и без суда прекратить мое поминовение…». Нужно отметить, что когда Святой Григорий прекратил поминовение патриарха, Калекас не был еще осужден Собором, а святой Григорий еще не был рукоположен во епископа, но был обычным Афонским иеромонахом. Представляется, что данное решение об анафематствовании святого Григория Паламы было подписано и другими епископами, среди которых был и Антиохийский патриарх Игнатий. Что касается св. Григория, он пренебрёг данным запрещением и продолжал совершать литургию самостоятельно. Читаем письмо Калекаса: «Палама, основатель и защитник богохульств, будучи осужден и он и бывшие вместе с ним таким же образом, (потому как не отступил от принятого решения, и не отступил каким-либо образом от своих слов лишенных разума),извергается из Церкви Господней, и из священнического сана, так как становится ясно из воспоминаний о нем, представленных нам тогдашним Патриархом царицы всех городов, Патриархом Антиохийским — града Господнего, и каждым из архиереев, присутствующих тут и сейчас, и тех кто участвовал в голосованиях. С одной стороны, таким образом [предпринятое ими анафема] становится препятствием и [причиной для] прекращения [священнического] служения, вместе с тем, ни во что считая наказание, они продолжают держатся своего священства, с дерзновением совершая в тайне святые службы[7].

    Из церковной истории всем известно, что в период 1970-1973 гг., когда почти половина (точнее восемь) из монастырей, находящихся на Святой Горе, все скиты и большинство келий, при одобрении и по наставлению святого Паисия Афонского[8] и трех митрополитов Нового Света, Августина Кантиотиса из Флорины, Павла Парамифского и Амвросия Елевферопольского,[9] дерзнули прекратить поминовение имени Вселенского Патриарха экумениста, Афинагора, который в 1965 году совершил неканоническое снятие анафем [с филокатоликов], встретился с ересиархом папой Римским в Иерусалиме и, в общем, имел фило-папистскую позицию. В течение тех трех лет прекратившие поминовение имени Афинагора продолжали литургическую жизнь без поминовения имени патриарха.

    12. В таком случае для опровержения всеереси экуменизма следует информировать клириков и мирян о великом предательстве «Святого и Великого Собора» посредством книг, статей и анти-экуменистических текстов, применять акривию, отвергать ложные теории, организовывать конгрессы и богословские конференции, а также использовать церковное, каноническое и святоотеческое право, прекращая поминовение имен архиереев-экуменистов, и принимать все возможные меры для предотвращения «Святого и Великого Собора».

    13. В пункте 22-ом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»написано: «Православная Церковь считает, что любые попытки разделить единство Церкви, предпринимаемые отдельными лицами и группами под предлогом якобы охранения или защиты истинного Православия, подлежат осуждению». Совершенно очевидно, что священноначалие Православной Церкви пытается навязать гонения, путем извержения и лишения сана тех, кто противится «Святому и Великому Собору».

    Данный текст является «настольным» руководством для священников и епископов, которые входят в непоминовение по отношению к Соборам и епископам, которые принимают ересь. Анализов по данному вопросу бесчисленное множество, и вся церковная история наполнена примерами Святых Отцов, которые служили и продолжали совершать Святую Литургию, находясь в непоминовении и во время гонений и ересей.

    С братской любовью во Христе Господе,

    1. Геронда Савва Лавриот,

    Член Совета Старцев Святого Монастыря Великая Лавра, Святая Гора Афон

    Мобильный телефон: +306947011111

    Стационарный телефон: +302377-023754

    Факс: +302377-023762

    2. Геронда Гавриил,

    Келья Святого Христодула, Святой Монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон

    3. Отшельник Власие Виглиот

    [1] Проект текстов одобренный на пятой Пресинодальной Всеправославной Конференции (Шамбези, Женева 10-17 октября 2015 года), под названием: ”Решение: Отношения Православной Церкви с христианским миром”, опубликованный 21.01.2016 года на сайте: http://www.romfea.gr/diafora /6177-apofasis-sxeseis-tis-orthodojou- ekklisias-pros-ton-xristianiko -kosmo, в соотвецтвии с решениями Синаксы Предстоятелей Православной Церкви, которая состоялась в Шамбези, в промежутке 21-28 января 2016 года.
    [2]Преподобный Никодим Святогорец, Pidalion, издание Ρηγόπουλος, Tesalonic 2003, p. 358.

    [3] I Пет. 2: 5, 9.

    [4]http://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=36199 , http://www.augoustinos-kantiotis.gr /?p=36164

    [5] См. издание Θεοδρομία, № 11 (1) (за янвярь – март 2009 года) 75-81.

    [6]На эту тему смотри Οἱ ἀγῶνες τῶν μοναχῶν ὑπέρ τῆς Ὀρθοδοξίας [Сражения монахов за Православие, ed. Ἱ. Μ. Ὁσίου Γρηγορίου, Ἅγιον Ὄρος 2003.

    [7] P.G. 150, 880D.

    [8] http://www.romfea.gr/ diafora/2431-apantiseis-gia-to-fulladio-tou-agiou-pa %CF%8Asiou.
    [9] Имеются ввиду провинции центральнной и северной Греции, которые были анексированы к Греческому Государству после Балканских Войн, которые находятся в юрисдикции Вселенского Патриархата [примечание переводчка].

    Источник

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым утром! Данный материал передан отцу Георгию.
      Спаси Господи.

  10. Прошу вас прочитать.http://пустынник.рф/otnositelno-predstoyashhego-sobora/.И показать отцу Георгию.

    • Священники Свято-Никольского храма

      Со святым утром! Данная статья передана отцу Георгию.
      Спаси Господи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *