Живой святой. День памяти святителя Иоанна Шанхайского – 2 июля. Четверг

Живой святой. День памяти святителя Иоанна Шанхайского – 2 июля. Четверг

Святость дорого обходится человеку. Святой отдает себя Богу целиком: со всеми своими мыслями, чувствами, желаниями, действиями. Он ничего не оставляет для себя, потому что сам хочет иметь только Божие.

Живой святой. День памяти святителя Иоанна Шанхайского – 2 июля. Четверг

Святитель Иоанн Шанхайский

Святитель Иоанн Шанхайский (1896-1966) – наш современник. Никаким «величественным обликом убеленного сединами старца» он не обладал: маленький, некрасивый, с дефектом речи, часто в мятой рясе и босой. Некоторым из окружавших его людей бывало даже неловко за «такого епископа», ведь служил епископ в крупных городах: Шанхае, Париже, Брюсселе, Сан-Франциско.
Он часто ходил босиком и однажды от начальства поступил приказ: носить ботинки. Епископ носил их, перекинув с завязанными шнурками через плечо. Пришел новый приказ: «надеть на ноги», епископ был послушным и надел.
Монашеский постриг святитель Иоанн принял в 30 лет. С тех пор молитва — общение с Богом и святыми — становится для него большей реальностью, чем все дела, заботы и переживания земной жизни.
В молитве святитель искал воли Божией, с которой сверял все свои действия. Молитва как живая связь с Богом и святыми была источником «чудес» святителя Иоанна: святитель молился — Бог его слышал.
Святитель родился в 1896 году в Харьковской губернии и был крещен с именем Михаил. С самого детства он стремился к единству с Богом, любил молитву и церковные службы. После революции святой оказался в эмиграции в Белграде, где не изменил своим устремлениям и поступил в семинарию, а в 1926 году был пострижен митрополитом Антонием (Храповицким) в монахи и рукоположен в священники.
Другой знаменитый святой Николай (Велимирович) уже в молодые годы приводил прихожанам Иоанна в пример, как образец святости. И это действительно было так: высокая духовность и аскетизм, доброе отношение к людям и горячая вера в Бога выделяли молодого священника среди окружающих. Он мог всю ночь молиться о больном человеке, а о евангельских событиях рассуждал так, как будто сам был их непосредственным участником.
«Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…», — говорил о святителе один из его духовных детей, иеромонах Мефодий.
Чтобы так молиться — дать место духу — надо стеснить плоть, в этом смысл любой аскетики. Со времени монашеского пострига святитель Иоанн никогда не ложился в кровать, спал сидя и лишь несколько часов, отводя ночь для молитвы. Ел, часто смешивая все блюда: суп, гарнир, компот, – чтобы земная пища не казалась удовольствием.

Первым местом епископского служения святителя Иоанна стал Китай

В 1949 году, после возведения святителя в сан епископа и переведения его в Шанхай, верующие заговорили о нем как о чудотворце. По молитвам Иоанна выздоравливали тяжелобольные люди. Еще один дар чудотворения открылся у святителя во время эвакуации русских из Китая на Филиппины после победы в стране коммунистов. Тайфуны, которые по всем законам природы должны были уничтожить лагерь беженцев на острове, обходили его стороной. Все это продолжалось ровно до тех пор, пока в лагере находился святитель Иоанн, ежедневно обходя территорию с молитвой. Стоило ему и русским эмигрантам покинуть свое временное пристанище, на лагерь обрушился тайфун и уничтожил все строения.
С епископством в 38 лет (1936) святитель не изменил аскетической практики, хотя очень изменилась жизнь: никакого уединения, всегда рядом люди, их просьбы, их распри.
Нередко монахи, например, святой Сергий Радонежский, которому предлагали стать епископом, решительно отказывались, боясь гордости, боясь, что это нарушит их молитвенную жизнь, часто с большим трудом выстраиваемую. Ведь епископ – это все равно что большой начальник, администратор, которому надо все время решать вопросы с людьми.
Святитель Иоанн тоже не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего.
Святитель Иоанн воспринял епископство как церковное послушание. Кроме того, он очень верил и чтил своего духовного наставника – митрополита Антония Храповицкого, благословившего его принять сан. Сам митр. Антоний так отзывался о своем ученике: «Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…».
Когда святитель Иоанн стал епископом, замечали, что он порой юродствует: странно выглядит, ведет себя «не по правилам», и свои странности никак не объясняет. Некоторых это раздражало – епископам не положено, он же не пустынник какой, на него люди смотрят!
Но для святителя Иоанна, который знал, чего хочет от него Бог, было не так важно, как смотрят на него люди. Его некоторые действия были юродством Христа ради — когда правда Христова важнее всех правд, обычаев и понятий человеческих.
«Святителя часто критиковали за нарушения принятого порядка вещей. Он опаздывал на службы (не по личным мотивам, а задерживаясь у больных или умирающих) и не разрешал начинать без себя, а когда служил – богослужения бывали очень долгими. Он имел обыкновения показываться в разных местах без предупреждения и в неожиданное время; часто посещал больницы ночью. Временами его суждения казались противоречащими здравому смыслу, а действия – странными и он не объяснял их, — писал о нем о. Серафим Роуз, знавший его с юности.
«Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, — рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн — святитель Русского зарубежья», — хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, — он был настоящим монахом, верным Богу.
Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один — сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился — ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры».
Святитель Иоанн в Сан-Франциско. На фотографии видно, что ботинки он надел на босу ногу.
«Чтобы его не хвалили — вот, дескать, не спит, служит ежедневно, святой почти, — владыка юродствовал, — считает отец Петр, — он часто опаздывал на час и больше, ходил босиком и в мятой одежде».
Но во всем, что касалось службы, владыка был очень строг к себе и к остальным. Он никогда не разговаривал в алтаре и после службы оставался в нем на несколько часов, а как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному!».
Нечасто появляется святой, в одном лице сочетающий такие разные служения, как епископство, юродство, чудотворение и крайний аскетизм. Апостол Павел писал о дарах Святого Духа: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, кому-то вера, кому-то дары исцелений, кому-то чудотворения, кому-то пророчество, кому-то различение духов, кому-то разные языки, а кому-то истолкование языков».
У святителя Иоанна Шанхайского были все эти дары, включая и «разные языки» (он служил литургию и по-гречески, и по-французски, и по-голландски, и по-арабски, и по-китайски, по-английски и по-церковнославянски). Святитель был редким аскетом и любящим пастырем, богословом, миссионером и апостолом, защитником сирот и целителем.
Все это Бог дал святителю Иоанну потому, что тот стяжал главный дар – дар любви, без которого не имеют силы и цены никакие, самые великие уменья человека.
Святитель Николай (Велимирович), бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!» А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет.
В 1951 году владыку Иоанна перевели на кафедру в Париж, где он снискал славу не только среди православных, но вообще у жителей столицы. Католики и протестанты звали святителя помолиться к постелям тяжелобольных родственников, а за вошедшую у архиепископа привычку отдавать обувь нищим, он получил прозвище Иоанн Босой. В своих проповедях владыка постоянно говорил о том, что Россия потерпела чудовищную катастрофу – две мировые войны, революцию, религиозные гонения, голод, разруху и репрессии – вследствие отступления народа от Бога. Только возврат русских людей к праведной жизни, по словам архиепископа, мог бы вернуть былое величие России.
В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско в ответ на настойчивые просьбы тысяч русских местных прихожан, хорошо знавших его еще по Шанхаю: строительство кафедрального собора в Сан-Франциско было приостановлено из-за разногласий в приходе. Святитель разобрал дело, нашел беспорядок в финансах и отчетной документации и призвал должников к ответу. Должники послали жалобы в Синод.
В Синоде этими жалобами как удобным поводом воспользовались недоброжелатели святителя: они подняли вопрос о «незаконности» его назначения на кафедру в Сан-Франциско и отзыве. В Синоде у святителя было немало тех, кто презирал «гугнивого» и «причудливого» епископа как «недостаточно тонкого богослова» или «плохого администратора».

Клирики и прихожане писали обращения в Синод в защиту своего архипастыря

Недоброжелатели боялись главного: живой святой-чудотворец, приехавший на ведущую кафедру самой значимой епархии Русской Зарубежной Церкви, являлся самой реальной кандидатурой на место уже очень больного первоиерарха. Деятельность недоброжелателей принесла свои плоды. Русская община в Сан-Франциско пришла в смятение от «партийной борьбы». На приходских собраниях святителя и его сторонников сопровождали крики и оскорбления. Среди гонителей святителя были даже те, кого он исцелил от рака и других тяжелых болезней.
Некоторые женщины ругали святителя и даже плевали на него. Одна женщина после с ужасом вспоминала, как ее мать, подбежав, плюнула святителю в лицо – сразу после богослужения. Но и некоторые из почитателей святителя открыто заступались за него. Например, игуменья Ариадна громко, с посохом в руках обличила в соборе тех, кто оскорблял живого святого.
9 июля 1962 года в San Franсisco Examiner на первой полосе появилось сообщение о суде над русским архиепископом вместе с его фотографиями в зале суда. Процесс длился четыре дня. Рядом с владыкой в суде были и самые близкие его друзья: архиереи Савва Эдмонтский, Леонтий Чилийский, Нектарий Сиэтлский, игуменья Ариадна. Регулярно приходил о. Серафим Роуз (тогда ученик святителя Евгений Роуз).
Судья, католик Э.О’Дэй, не мог скрыть своих симпатий к святителю Иоанну и разрешил ему – впервые в истории Сан-Франциско – произносить молитву перед началом каждой сессии.
Дело по обвинению святителя Иоанна, как совершенно несостоятельное, было прекращено и святитель признан свободным ото всех обвинений в денежной коррупции. В Синоде также вынуждены были признать, после личного визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Анастасия в Сан-Франциско, статус святителя Иоанна как постоянного иерарха Сан-Франциско и Западной Америки.
Сами противники святителя понимали абсурдность своих юридических претензий. Их главной целью было морально уничтожить святителя. В те дни святитель Иоанн писал своим духовным детям: «Если вы услышите, что я умер, знайте, что меня убили».
Но святитель, хорошо знавший законы духовной жизни, никого не осуждал. Когда его спросили, кто был виноват в этой смуте, он ответил: «Дьявол».

локнот святителя Иоанна, где он записывал мысли и понравившиеся ему цитаты из прочитанных книг

В конце жизни на святителе Иоанне исполнялась последняя из евангельских заповедей Блаженств: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
Но это, конечно, не снимало личной ответственности противников святого за свою долю злобы и зависти по отношению к нему. Некоторые из них перед смертью покаялись у самого святителя, получив полное прощение и отпущение греха.
1966 – последний год земной жизни святителя. Несколько человек утверждают, что святитель Иоанн знал о времени и месте своей кончины.
В день кончины – 2 июля 1966 года он отслужил Божественную литургию и после службы молился в алтаре еще три часа. Умер святитель несколькими часами позже в своей комнате, молясь перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери, без предварительных признаков какой-либо болезни.
Шесть дней лежал святитель в гробу, его тело не бальзамировали, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось. Тело ежедневно наблюдали чиновники из похоронного бюро Сан-Франциско, но никаких изменений не находили.
Мэрия Сан-Франциско сделала исключение, разрешив похоронить святителя, несмотря на санитарный запрет, в «черте города», в усыпальнице кафедрального собора в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который святитель строил и в котором служил.

Прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца

В 1993 году специальная комиссия по прославлению владыки Иоанна, открыв его мощи, обнаружила их нетленными. А в 1994 году святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован.

По материалам портала «Милосердие.RU»

Просмотры (60)

Комментарии закрыты.