Заповеди Блаженства. Нагорная проповедь

Заповеди Блаженства. Нагорная проповедь

Блаженны нищие духом

Заповеди Блаженства. Нагорная проповедьПридя на Землю и создав Церковь, Спаситель не отменил предписания Ветхого Завета, а лишь нравственно и духовно модифицировал их. Вместо 10-ти заповедей Ветхого Завета, в Нагорной проповеди он дал нам более совершенное руководство к духовной жизни в виде 9-ти Заповедей Блаженства. И если декалог только ограничивал проявление зла в человеческой душе, то Заповеди Блаженства научали человека формировать в себе добродетель.

Нищим духом Господь в награду обещает Царствие Небесное. Но что такое «духовная нищета»? Это умение видеть свою греховность, признавать повреждённость человеческой природы, полученную нами в результате грехопадения. То есть умение смиряться перед Богом вследствие своей духовной слабости и просить Его помощи в преодолении своих страстей. Как говорят врачи: «признание болезни – первый шаг к выздоровлению».

Блаженны плачущие

Люди плачут, когда их постигает горе. Но плачут и от радости. А иногда, плачут даже в ярости. Когда Бог говорит, что плачущие утешатся, он имеет в виду вовсе не эти слёзы. Так сказать «слёзы от эмоций». Творец принимает только те наши слёзы, которые проистекают от сердечного сокрушения о совершённых нами грехах, желания исправиться, но бессилия без помощи Божией. «Чистых слёз достигают единицы, а плачут все» – писал об этом игумен Никон (Воробьёв).

Блаженны кроткие

А что же можно сказать о кротости? Почему кроткие наследуют землю? И кто это вообще такие? Мы часто путаем кротость и робость. Робость – это грех бездеятельности. Когда видишь в мире проявление неправды по отношению к ближним или кощунства по отношению к Богу, но молчишь. В то время как кротость – это умение видеть в человеке буйство его страстей и, через это, не обижаться на нанесённые лично нам оскорбления.
Христос не был робким, бичом изгоняя торговцев и меновщиков их Иерусалимского храма или останавливая руку побивающего камнями блудницу. Но при этом проявлял кротость, когда по человеческой слабости фарисеи поносили Его. Он не разрушал свою душу, лелея в ней раздражение на кого-либо. Таковыми надлежит быть и нам.

Блаженны алчущие и жаждущие правды

Все мы слышали народную мудрость: «у каждого своя правда». И это действительно так. Правда человеческая сопряжена с тщеславием, самооправданием и собственными резонами. Иное дело – Правда Божия. «Я есть Путь и Истина, и Жизнь» – говорит о себе Христос. И мы должны желать только общения с Ним. Только в Боге мы получаем ту Правду, которая способна насытить наш духовный голод.

Блаженны милостивые

Преподобный Нил Мироточивый говорил: «Милостивость бывает двух родов: одна – милостивость, выражаемая щедролюбием, другая – утешение словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного. Если не имеется возможности помочь несчастному, то да утешают утешительным словом». Так что оказывать другому человеку милость мы можем не только материальными ресурсами, но и советом или вниманием.
Именно в последнем, например, больше всего нуждаются жители домов престарелых или детдомовские дети. За нашу милость и Господь помилует нас. Но только в том случае, когда мы оказываем милость по искреннему доброму расположению, а не в ожидании награды от Бога или же славы от людей. Такая милость, притворная и расчётливая, Всевышнему не угодна.

Блаженны чистые сердцем

Чистым сердцем Бог обещает невероятную честь – узреть Его самого. Таковая чистота имеет два уровня – душевный и духовный. Душевная чистота сердца – это когда мы делаем что-то не в расчёте на награду, а просто по доброте, без задних мыслей. Дружим с человеком просто потому, что он нам понравился несмотря на его социальный статус и потенциальную «полезность». Не думаем заранее о других людях плохо.
С духовной чистотой сердца всё сложнее. Она не допускает власти над нами грехов: сребролюбия, славолюбия, гнева, похоти, чревоугодия. Только неискажённое страстями сердечное зрение позволяет нам увидеть Господа.

Блаженны миротворцы

Миротворцы будут наречены сынами Божиими. Кто эти люди? Во-первых, это те, кто старается минимизировать зло в окружающем мире. Научить других людей избегать конфликтов, учитывать интересы друг друга, прощать, договариваться. 
Но миротворцы – это и те, кто стремится обрести внутренний покой в своей душе. Достигнув святости, они распространяют этот ореол внутреннего мира на окружающих и помогают им также достигать богоподобия. Серафим Саровский говорил об этом: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Блаженны изгнанные за правду

Изгнанные за правду, по завету Господа, обретут Царствие Небесное. Но правда в этом случае имеется в виду не людская, а Божия. Когда мы страдаем из-за собственной нетерпимости к недостаткам ближних, из-за обострённого чувства собственной значимости – это не «гонения за правду». А вот когда мы не льстим, болеем душой за порученное нам дело или порядочное отношение к людям и через это теряем работу или подвергаемся иным гонениям, то попадаем в ситуацию, о которой говорил Спаситель.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня

Последнее блаженство по смыслу очень близко к предыдущему. Иногда нам «достаётся» даже не за заступничество в отношении обижаемого человека или честное исполнение своей работы, а прямо-таки за нашу веру во Христа. Сейчас в России такое встретишь редко. Но какие-то 30-40 лет назад за открытое исповедание веры коммунистические правители могли объявить человеку настоящий бойкот. А ещё лет за 30-40 до этого даже физически уничтожить!
Небесный Отец стремится укрепить нас в подобных испытаниях и говорит: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах!». Господь не только призвал нас быть совершенными, но и подробно описал все пути в Царствие Небесное. Возблагодарим же Его за эту инструкцию и помолимся, чтобы Заповеди Блаженства навечно записались на скрижалях нашего сердца и сердец дорогих нам людей!

Источник: Православная социальная сеть «Елицы»

Просмотры (24)

Комментарии закрыты.