Заметки о православном церковном календаре

Заметки о православном церковном календаре

О чем говорят проповедники «нового стиля»…

Заметки о православном церковном календареЗа тридцать с чем-то лет что я сталкиваюсь с теми или иными сторонами календарного вопроса, мне еще не приходилось слышать не только убедительных доводов, но и даже сколько-нибудь разумных соображений в пользу введения нового стиля с последовавшим раздором в церковной жизни. Давайте ответим на аргументы, которые обычно приводятся в защиту календарной реформы:

1) Точность. Якобы календарь старого стиля не соответствует астрономическим данным, а новый стиль исправляет ошибку.

Ни один календарь не может соответствовать астрономическим данным с абсолютной точностью. Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и тем не менее пошли на это. Нелишне также будет заметить, что и само понятие «точности календаря» нуждается в уточнении. Календарный год воспроизводит по меньшей мере два различных интервала времени – тропический и звездный год; разница между ними составляет около 20 минут. Григорианский календарь (новый стиль) хорошо приближает истинную продолжительность тропического года, а старый стиль делит разницу между тем и другим примерно пополам… К сожалению, эти сведения из школьного учебника астрономии лежат далеко за пределами кругозора современных обновленцев.
Церковный новый стиль (так называемый «исправленный юлианский календарь») порочен в принципе: при новом календаре неподвижных праздников и неизменной православной пасхалии о такой мелочи как церковоный устав приходится забыть. Уже сейчас Петровский пост сокращается на две недели, а в иные годы и вовсе «отменяется». Со временем же Пасха, а с нею и все подвижные праздники, совпадет с Петровым днем, с Преображением, с Успением, а там и с Рождеством (это будет нескоро, через тридцать пять тысяч лет – если мир простоит до тех пор, – но существо дела от этого никак не меняется).
Между прочим, астрономы не пользуются григорианским календарем из-за «пропавших» в 1583 году 10 дней. Программисты для календарных расчетов вычисляют юлианские даты. Среди прочих астрономов, не согласных с календарной реформой папы Григория, был Николай Коперник. А еще сто лет назад Российская Академия Наук сообщила, что не находит научных доводов в пользу перехода на новый стиль.

2) Время празднования Пасхи. Если следовать старому стилю, то через некоторое время Пасха будет праздноваться осенью.

Во-первых, новый стиль в Православной Церкви не изменил времени празднования Пасхи (что и было главнейшим условием его принятия в некоторых церквах). Во-вторых же, православные Южного полушария Земли уже сегодня празднуют Пасху осенью. Со временем, может статься, нам покажется вполне справедливым, что наши братья в Африке, Латинской Америке и Австралии тоже будут встречать Светлый Праздник весною.
То же самое, кстати, относится и к разновременности церковных событий из-за различия временных зон на земном шаре: хотя мир устроен так, что строгая одновременность по всей Земле невозможна, единство сохраняется за счет следования общему уставу и совершения общих праздников в течение установленных суток.

3) Дисциплина. Верующие должны подчиняться решениям церковной иерархии.

Разумная мысль. Она относится к тем, чья церковная иерархия перешла на новый стиль. Но к самой календарной реформе 1924 года она не имеет ни малейшего касательства.
Что при этом удивительно, в некоторых юрисдикциях отдельным приходам дано право выбирать себе календарь! Печальный пример отказа епископов от своих прямых обязанностей. На прихожан без богословского образования, без знаний и опыта в канонических и литургических вопросах, возлагается ответственность за изменение церковного календаря, составляющего неотъемлемую часть св. Предания вот уже более полутора тысяч лет!
В американском ВМФ недавно произошел характерный случай. После долгого похода капитан предложил команде корабля выбрать порт для недельного отдыха. И что же? за этот поступок его отстранили от командования и лишили звания: капитан не имеет права перекладывать на подчиненных принадлежащую ему ответственность. Не то ли же самое происходит, когда прихожане пересматривают решения Вселенских и поместных соборов? Иначе как карикатурой на демократию это не назовешь.

4) Гражданский календарь. Якобы мы должны привести церковный календарь в соответствие с гражданским, если все общество живет по гражданскому календарю.

Разумеется, гражданские власти устанавливают всеобщие стандарты мер, в том числе и времени (для чего и служат атомные часы в Управлении Стандартов). Но им ли надлежит устанавливать церковные праздники? Как же быть с отделением Церкви от государства?
С какими только гражданскими властями не сосуществовала Церковь на протяжение веков, какие только календари не были приняты в обществе, – а церковный календарь сохранялся в неизменном виде. Ведь церковный календарь в принципе отличается от любого гражданского: он изнутри регулирует таинственную богослужебную жизнь Церкви.
Гражданский календарь, как и многие другие стороны нашей социальной жизни, находится в полном распоряжении гражданских властей: они могут менять его как и когда угодно. Одно время всерьез рассматривался всемирный календарь из тринадцати месяцев по 28 дней, плюс один или два «дополнительных» дня в конце года. У такого календаря есть ряд преимуществ; но что же, мы должны вслед менять и церковный календарь? Заметьте, что евреи, мусульмане, китайцы, и многие другие, где бы они ни жили, никак не приспосабливают свой религиозный календарь к гражданскому. Так почему же это требуется от православных?
Итак, мы не видим серьезных доводов в пользу календарной реформы в Церкви. Никто не дал нам ответ, зачем понадобилось отказываться от церковного Предания и нарушать литургическое единство Церкви. Никто не объяснил нам, как можно было пренебречь анафемой трех все-Православных соборов шестнадцатого века против еретического папского календаря. Никто не обосновал применение «исправленного юлианского календаря», в котором уничтожается Петров пост и Пасха съезжается с Рождеством, вместо прекрасного своей стройностью церковного календаря.
…И о чем они скромно умалчивают
Однако самое интересное не в этом. Самое интересное в том, что за всей демагогией об «астрономической точности», о «послушании епископам», о «календарном идолопоклонстве», или о том, что «на небе вообще нет календаря», тщательно скрывается подлинная причина календарной реформы 1924 г. А причина эта, между тем, хорошо известна, и она не имеет ничего общего ни с одним из обсуждашихся выше предметов.
Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис, которому принадлежит сомнительная честь разработки и проведения в жизнь календарной реформы в церкви, никогда не скрывал своей цели: объединить Православие с западными вероисповеданиями. Новый стиль был введен именно ради содействия экуменическому движению – такова печальная реальность.
Что же это был за человек, патриарх Мелетий, взошедший на вселенский престол опираясь не на властолюбивого императора, коварного заговорщика или жадного визиря (как это к сожалению часто бывало в истории), а на штыки британского экспедиционного корпуса в Стамбуле? Мелетий, бывший архиепископ Афинский и будущий (по изгнании из Константинополя) патриарх Александрийский – не так уж, видимо. крепка была древняя независимость Восточных Церквей – был открытым франк-масоном и активнейшим модернистом. В 1923 г. он признал обновленческую церковь в России и потребовал низложения Св. Патриарха Тихона. Мелетий готовил созыв Собора, на котором помимо нового календаря должны были быть приняты другие меры аналогичного характера: ослабление постов, сокращение служб, второбрачие духовенства, и пр. Он настаивал на гражданской одежде для духовенства, предпочитал сам носить костюм, галстук и шляпу, и утверждал, что Св. Предание Православной Церкви «устарело, изжило себя, и стоит… поперек объединению христиан».
Вот кто дал Православной Церкви новый стиль.
У Мелетия Метаксакиса конечно могли быть и другие задачи. Новое республиканское правительство Турции представляло угрозу самому существованию Константинопольского патриархата, лишившемуся могучего защитника в лице императорской России. Приходилось искать поддержки и помощи на Западе. Не заплатил ли за это Метаксакис принятием западного календаря? Вполне вероятно. Так или иначе, он не достиг своей цели: новый стиль не вытеснил собою церковного календаря и не привел к объединению с инославными. Но один результат был определенно достигнут, а именно глубокий и длительный раздор в Православной Церкви. Сам Мелетий, умирая ужасной и мучительной смертью, горько сожалел о том, что он «расколол Церковь» новым стилем. Заслуживает ли он нашей поддержки?

Горькие всходы раздора

Некоторые обвиняют меня здесь в «излишней эмоциональности», с какой я защищаю церковный календарь и призываю к его восстановлению. Но обстановка, в которой оказались православные в результате календарной реформы, совершенно немыслимая. Прохожий спросит вас где-нибудь в Лос Анджелосе: «Скажите, сегодня праздник?» – и что вы ему ответите? «Понимаете ли, какая сложность, у одних православных еще продолжается Успенский пост, а другие, в некотором роде, уже отпраздновали Успение…»
В равной мере немыслимо, чтобы епископ, объезжая приходы епархии, приспосабливался к тому или иному календарю, принятому в том или ином месте. А кое-кому из епископов приходится совершать церковные праздники и торжества два раза: по новому стилю и по старому. Не слишком-то вдохновляющий пример уважения к церковному уставу, а попросту сказать – безумие.
А между тем обновленцы готовят нам продолжение календарной реформы. Константинопольский патриархат ведет переговоры об унификации празднования Пасхи с инославными исповеданиями, возможно даже при неизменной календарной дате. Следите за объявлениями: того и гляди нас станут убеждать, что такой вариант «обеспечивает лучшую точность»…
Что дальше?
Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя – по крайней мере в том виде, как она была проведена. Я люблю и ценю св. Предание Церкви и церковный календарь как неотъемлемую и важнейшую его часть; но я по-другому бы отнесся к новому стилю, если бы он был установлен соборным порядком, всеми поместными церквами и православными епископами. Этого, однако, не произошло.

В календарном вопросе есть три альтернативы:

возвратиться к церковному календарю старого стиля;
принять реформу папы Григория, с ликвидацией Петрова поста, со сдвигом Пасхи, с обновленчеством патриарха Мелетия и с пренебрежением решениями трех православных соборов;
остаться как сегодня, двумя группами православных христиан, которые не могут вместе совершать церковные праздники.
Мне совершенно ясно, какая из этих альтернатив приемлема с церковной точки зрения, а какие нет. Надеюсь, что ясно и вам.

Просмотры (25)

Комментарии закрыты.